Земля общего пользования между соседями

Содержание

Земля общего пользования: конфликт между соседями, разрешение споров

Земля общего пользования: конфликт между соседями, разрешение споров

Земля общего пользования является предметом многочисленных споров между соседями. Отдельные граждане могут передвигать ограждения своих участков, выносить постройки на дорогу или другим образом создавать препятствия для прохода/проезда других лиц. Подобные действия незаконны, поэтому пострадавшие граждане вправе обращаться в компетентные органы для защиты своих прав.

✅ Понятие общих земель

Определение земель общего пользования (ЗОП) и порядок их эксплуатации регулируется положениями следующих нормативных актов:

СтатьяСодержание
п. 12 ст. 1 ГрК РФОпределяет, что к территориям общего пользования относятся те, которыми пользуется неограниченный круг лиц (речь идет о площадях, набережных, улицах, бульварах, скверах и пр.)
п. 12 ст. 85 ЗК РФОпределяет, что ЗОП могут быть отнесены к различным территориальным зонам (жилым, производственным, сельскохозяйственным), но не подлежат оформлению в частную собственность.
ст. 262 ГК РФУстанавливает для граждан право свободного доступа к земельным участкам, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, не имеют установленных собственником ограждений или других обозначений, запрещающих вход.

Порядок использования ЗОП регулируется не только на уровне федерального законодательства, но и местных нормативных актов и правил землепользования, поэтому в разных субъектах РФ возможны различия по составу и особенностям использования подобных земель. В случае противоречий между региональным и федеральным законодательством, именно последнее будет иметь первоочередное значение в решении конфликтных ситуаций.

. Виды земель

Таким образом, к ЗОП будут относиться территории, используемые для удовлетворения потребностей широкого круга лиц:

  • передвижения и строительства транспортных развязок (дороги, улицы, проезды, площади, проспекты);
  • возведения инженерных сооружений для обслуживания социально-культурных нужд граждан;
  • захоронения бытовых отходов или организации предприятий для их утилизации;
  • культурно-рекреационного использования (водоемы, прибрежные зоны, парки, скверы);
  • удовлетворения других интересов жителей населенных пунктов.

Кроме публичных мест режим общего пользования может касаться земли в совместной или долевой собственности граждан (придомовой территории, площади кооперативных гаражей и пр.).

Пример. Рядом с домом, который находится в общей долевой собственности семей Петровых и Ивановых, расположен общий участок. Петровы используют его для парковки своих двух авто, тогда как у второй семьи личного транспорта вообще нет. При этом они вправе жаловаться на незаконное использование ЗОП, если при парковке автомобилей Петровы занимают более половины площади участка.

Независимо от вида ЗОП, они не могут быть переданы в частную собственность (например, посредством выкупа или приватизации). К допустимым вариантам использования относится:

  • аренда (обычно для правоотношений между юридическими лицами и государством);
  • безвозмездное бессрочное пользование (при взаимодействии между физическими лицами и государством).

. Особенности налогообложения

Порядок налогообложения земель общего пользования зависит от того, к чьей территории они относятся:

  • Для участков СНТ. Для участков, образованных за счет взносов членов товарищества, они же уплачивают земельный налог. Эти лица должны быть указаны в правоустанавливающих документах объединения. Если такой перечень отсутствует, налоги уплачиваются от имени товарищества.
  • Для земель, не имеющих владельцев или пользователей (к примеру, проезжей части). Земельный налог заменяется транспортным, который также включает сбор за использование дороги.
  • Для арендованных земель. Согласно ст. 388 НК РФ лица, которым земельные участки, переданы в аренду или на правах безвозмездного пользования, не являются налогоплательщиками. Здесь же установлено, что налогоплательщиком должно быть физическое или юридическое лицо, являющееся собственником земли. Поскольку ЗОП обычно принадлежит государству или муниципальным образованиями, но они не являются организациями и тем более физическими лицами. Соответственно плательщик налога отсутствует до тех пор, пока земля не будет передана в собственность организации или отдельных граждан.

✅ Что делать, если сосед:

Споры в отношении ЗОП чаще всего касаются установки на них забора или заграждения подъездов к отдельным земельным участкам.

. Поставил забор

Даже если установка забора на ЗОП фактически не нарушает интересы других соседей, подобные действия являются нарушением.

При ограждении частной собственности обязательно соблюдается отступ от проезжей части, иначе калитка должна открываться не на проезжую часть, а в сторону двора. Забор не может быть вынесен за пределы земельного участка, который имеет определенную площадь и координаты.

Последние фиксируются в ЕГРН, соответственно при незаконной установке забора фактические границы земельного надела будут противоречить данным, указанным в ЕГРН.

Забор, установленный на территории ЗОП можно квалифицировать как захват муниципальной земли, поскольку по умолчанию она считается собственностью местной администрации.

Граждане, чьи права нарушены подобными действиями вправе требовать проверки уполномоченными органами, восстановления границ согласно сведениям Единого реестра и привлечения нарушителя к ответственности.

Если забор установлен на дороге общего пользования на территории СНТ, требовать устранения нарушения должен председатель товарищества.

. Перегородил дорогу

Дорога также является землей общего пользования, которой все граждане обязаны пользоваться без нарушения прав других соседей. Речь идет не только о путях передвижения транспорта, но и более мелких объектах (тропинках, пешеходных дорожках и пр.

) Соответственно преграждение пути по ним любыми постройками (гаражом, хозпостройками, ограждением и пр.) незаконно. К тому же это может препятствовать проезду/проходу других соседей к своему участку и проезду спецтехники (особенно крупногабаритной).

Все постройки должны размещаться только в пределах границ земли собственника и с учетом нормативных требований. Кроме того, обязательно должны быть не нарушены нормативы относительно ширины дорог. Минимальные показатели установлены п. 5.7 СП 53.13330.2011

ОбъектОбщая ширина (в пределах красных линий), мШирина проезжей части, м
Улица157
Проезд93,5

При уменьшении указанных показателей на территории СНТ, его председатель может получить штраф, поэтому в его же интересах следить, чтобы никто не нарушал нормативы.

✅ Порядок действий при незаконном использовании ЗОП

Даже запрет на присвоение или ограждение ЗОП не останавливает граждан от нарушения требований законодательства и прав других лиц. Столкнувшись с подобной ситуацией, прежде всего, стоит поговорить с соседом-нарушителем об устранении созданных ним «помех». Если нарушитель не собирается устранять свое нарушение, порядок действий будет следующим:

  1. Узнать, кто собственник земли.
  2. Оформить обращение к собственнику.
  3. Обратиться в Росреестр для инициации проверки и привлечения нарушителя к ответственности.
  4. Инициировать судебное разбирательство.

Если дело дойдет до суда, не стоит рассчитывать на возможность взыскания с нарушителя компенсации за моральный вред. На практике будет непросто доказать, что перекрытая территория связана с причинением моральных страданий окружающим лицам.

. Узнать собственника

Прежде всего, нужно убедиться, что сосед является нарушителем и занимает часть земли общего пользования незаконно или, наоборот, имеет полное право нею пользоваться.

Последний вариант возможен в случае заключения договора с районной администрацией о взятии земельного надела в аренду.

Возможно также, что в ходе межевания границы установили таким образом, что занятая территория относится к собственности соседа.

Возможны два варианта самовольного захвата части ЗОП. Во-первых, фактический, когда собственник расширяет свой участок за счет установки забора за его пределами или преграждения части дороги.

Во-вторых, юридический, когда сосед получает права на захваченную территорию, например, посредством ее выкупа у ТСЖ.

В последнем случае защита прав пострадавших граждан возможна только в судебном порядке.

Для информации о собственнике нужно:

  • Заказать выписку из ЕГРН в Росреестре. При условии, что информация о захваченной земле внесена в Единый госреестр можно узнать о наличии/отсутствии у соседа прав на спорную
  • Изучить генеральный план застройки. Документ можно получить в местной администрации и посмотреть границы ЗОП и участка соседа.

По территориям, на которые не распространяются права аренды или пользования, собственником является местная администрация. В таком случае речь идет о фактическом захвате ЗОП, для устранения которого следует обращаться к ее собственнику.

. Обратиться к собственнику

Убедившись в самовольном захвате земельного участка, нужно обратиться к его собственнику:

  • для муниципальных объектов – в администрацию соответствующего муниципального образования, земельному инспектору или в Госземнадзор.
  • для собственности ТСЖ (в том числе общей долевой) – к председателю правления ТСЖ.

Обращение составляется в письменной форме на имя Главы местной администрации или руководителя ТСЖ. Последние должны принять меры для устранения нарушения и привлечения соседа к ответственности.

Муниципальные власти и должностные лица Госземнадзора обязаны проводить проверку целевого использования общей земли, а в случае выявленного правонарушения – составить административный протокол, который вручается нарушителю.

. Обратиться в отделение Росреестра

Если обращение к собственнику не принесло желаемого результата, следующим шагом будет обращение напрямую в Росреестр. К полномочиям последнего относится привлечение виновных в самовольном захвате земли лиц к административной ответственности с выдачей предписания об освобождении незаконно занятой территории на основании положений ст. 76 ЗК РФ.

Для обращения в территориальное отделение Росреестра можно использовать один из следующих способов:

  • Личный визит. Расположение ближайшего отделения и приемные часы можно уточнить на официальном сайте ведомства.
  • Почтовое отправление. Следует воспользоваться услугой отправки заказного письма, чтобы иметь на руках доказательства его отправки и ориентироваться по срокам доставки адресату.
  • Электронная приемная на сайте Росреестра.

В письме указывается адрес и кадастровый номер участка, а также сведения, подтверждающие факт незаконного захвата земли (установка забора, захват части дороги и пр.). Обязательно следует указать, что подобные действия нарушают права заявителя на свободное пользование землей.

Дополнительно рекомендуется использовать доказательства (например, фото-, видеоматериалы) подтверждающие незаконное использование ЗОП.

На основании обращения Росреестр обязан инициировать проверку указанной территории, по результатам которой принимается решение о привлечении к ответственности.

Жаловаться в полицию на незаконное использование земель общего пользования не имеет смысла, поскольку данное ведомство не уполномочено возбуждать административные дела по земельным вопросам.

. Судебное разбирательство

В случае юридического захвата земли, связанного с незаконным оформлением прав на нее, споры решаются только в судебном порядке. Для этого необходимо:

  1. Провести землеустроительную экспертизу, которая зафиксирует факт нарушения границ территории общего пользования.
  2. Подать иск с доказательствами, что спорный участок относится к ЗОП. Это можно сделать с помощью результатов той же экспертизы, сведений генерального плана строительства и кадастрового плана участков.
  3. Подождать судебного заседания и вынесения решения.

В иске заявитель может требовать установления границ земельных участков, признания процедуры межевания или результатов сделки недействительными (если права на спорный участок возникли в результате межевания или выкупа земли у ТСЖ соответственно), устранения самого нарушения (демонтажа забора, освобождения проезда и пр.).

✅ Ответственность за незаконное использование

Законодательством запрещены любые ограничения, касающиеся доступа к территории общего пользования:

  • захват участка (в т. ч. его части) для личного использования;
  • незаконное ограничение доступа к ЗОП;
  • несоответствие направлений использования земли ее целевому назначению;
  • незаконное возведение построек за пределами межевых границ частного участка;
  • размещение ограждений с выносом за пределы собственной территории или с перекрытием свободного прохода (проезда) для других лиц.

Ответственность предусмотрена по ст. 7.1 КоАП РФ. Размер штрафа определяется в зависимости от того, установлена ли кадастровая стоимость (КС) надела:

Статус нарушителяСумма штрафа
КС установленаКС не установлена
Физическое лицо1-1,5% КС, мин. 5 0005 000-10 000
Должностное лицо1,5-2% КС, мин. 20 00020 000-50 000
Юридическое лицо2-3% КС, мин. 100 000100 000-200 000

При самозахвате части земель с определенной кадастровой стоимостью сумма штрафа рассчитывается пропорционально незаконно занятой площади. Если к нарушению имеют отношение сразу несколько лиц, каждый из них уплачивает штраф самостоятельно.

Помимо взыскания штрафа, нарушителя обязывают устранить нарушение за свой счет (убрать забор, освободить дорогу) иначе уполномоченные органы вправе требовать освобождения земли через суд. Контролировать исполнение судебного решения будут приставы, но все связанные с ним расходы будет нести нарушитель.

Споры между соседями, касающиеся нарушения правил использования земель общего пользования зачастую требуют индивидуального подхода. Не знаете, как воздействовать на соседа, который при установке забора занял часть дороги или совершил другие нарушения? Опишите свою проблему и получите бесплатную консультацию от юристов нашего сайта.

Земля общего пользования между соседями: сосед поставил забор, перегородил дорогу

18 388 просмотров

Еще вчера вы беспрепятственно проезжали по проселочной дороге к дому, а сегодня на ней стоит забор. Вы не можете попасть на свой участок и не знаете, что делать. Сосед категорически отказывается открыть проезд.

Страшная ситуация, не правда ли? Однако с подобными проблемами сталкиваются до 2% жителей территорий частной застройки. Рассмотрим, что является землей общего пользования между соседями и как бороться с ее захватом.

Что относится к землям общего пользования

На территориях, на которых расположена частная застройка, существует несколько вариантов земель:

  • государственная (муниципальная);
  • частная;
  • общего пользования.

Земля общего пользования необходима для того, чтобы собственника (арендаторы, пользователи) земельный участков могли беспрепятственно использовать свои земли.

На территориях частой застройки и садовых (огороднических) участках к землям общего пользования относятся:

  • дороги всех видов;
  • территории, на которых расположены объекты социально-культурной направленности (парки, скверы);
  • участки, предназначенные для удовлетворения нужд жителей (общий колодец).

Каждый собственник, арендатор, пользователь и посторонние граждане имеют право беспрепятственно использовать земли общего пользования. Любой гражданин имеет право требовать восстановления своих прав (не относящихся к вещным правам) в случае незаконного захвата общих земель третьими лицами или соседями.

Что делать, если сосед поставил забор

Популярной ситуацией является установка забора на территории общего пользования. Не всегда такая ситуация нарушает права соседей. Но факт нарушения засчитывается вне зависимости от того, были ли нарушены права соседей.

Пример. Василина разбила палисадник рядом со своим участком. Она оградила его и свою землю общим забором. Хотя ограждение не мешало другим соседям, сотрудники администрации при проверке вынесли штраф за нарушение границ. Женщина пыталась оспорить протокол об административном нарушении в суде. Однако суд подтвердил полномочия сотрудников муниципалитета.

Таким образом, возведение забора на территории общего пользования является нарушением законодательства. Это считается захватом земель муниципалитета. Так как все земли общего пользования, по умолчанию, относятся к муниципальной собственности.

В случае, если такие действия соседей привели к нарушению прав других жильцов, гражданин имеет право инициировать проверку уполномоченных органов. При выявлении факта нарушения виновник будет привлечен к ответственности.

В случае если виновник не устранит нарушение в срок, то штраф будет выписан повторно.

Что делать, если сосед перегородил дорогу

Дороги относятся к землям общего пользования. Причем речь идет не только о крупных дорогах. Землями общего пользования считаются пешеходные дорожки, межи, тропинки. Захват таких земель также запрещен законом.

Захват дорог может препятствовать проезду других соседей к своему участку, проезду спецтехники. Данный вопрос особенно актуален для крупногабаритной техники (пожарная машина, трактор).

В соответствии Гражданским кодексом, граждане должны осуществлять свои права, не нарушая прав других соседей. Поэтому строго запрещается перекрывать единственную дорогу к участку, захламлять ее мусором или перегораживать забором.

Что делать, если сосед присвоил землю общего пользования

Однако запрет зачастую не мешает гражданам присваивать землю общего пользования. При просмотре судебной практики можно встретить массу конфликтов, которые основываются на незаконном использовании общих земель.

Для решения проблемы в правовом поле необходимо следовать следующему алгоритма:

  1. Найти собственника земли.
  2. Оформить обращение к владельцу земель.
  3. Обратиться в Росреестр для привлечения виновника к ответственности.
  4. Обратиться в суд.

Считается, что в подлобной ситуации можно взыскать с виновника моральный вред. На практике подобное практически невозможно. Доказать нравственные страдания от перекрытой территории будет непросто.

Находим собственника земли

В первую очередь необходимо подтвердить, что сосед не является законным владельцем данного участка. Возможно межевые границы его надела установлены таким образом, что спорный участок относится к его собственности.

Кроме того, гражданин вполне имел право заключить с районной администрацией договор аренды и взять недостающую часть надела в аренду на 49 лет. Поэтому не исключено, что он использует его на законных основаниях.

Для выяснения личности собственника необходимо:

  1. Получить выписку из ЕГРН.
  2. Сверить информацию по плану застройки (генеральный план застройки можно посмотреть в местной администрации).

Если участок не постановлен на кадастровый учет, а также на него не распространяются права аренды и пользования, то владельцем является местная администрация. В таком случае захват носит фактический характер.

Устранить его можно обращением к собственнику.

Обращаемся к собственнику

После получения документов о фактическом захвате земельного надела, необходимо обратиться к его владельцу. Например, дорога может быть в собственности:

  • ТСЖ;
  • местной администрации;
  • в общей долевой собственности ТЖС.

Информация о захвате оформляется в письменной форме на имя руководителя ТЖС или главы органа местного самоуправления. После чего, они должны принять меры по привлечению виновника к ответственности за незаконный захват земли.

Обращаемся в Росреестр

Если собственник отказывается или не спешит привлекать виновных к ответственности, инициировать вынесение административного наказания могут и граждане. Для этого необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра и сообщить о самовольном захвате земель.

Росреестр – является государственным органом, который уполномочен самостоятельно привлекать к административной ответственности захватчиков земель.

Важно! Обращение в отдел полиции по вопросам, связанным с незаконным захватом земель, не принесет результат. Полиция не уполномочена на возбуждение административного дела по данным вопросам.

Обращаемся в суд

В ряде случаев возможен юридический захват земли. Это незаконное оформление прав на общую землю.

Например, на данном участке располагается единственный подъезд к наделу соседа, а виновник оформил межевания или выкупил землю у ТСЖ. В таком случае спор может быть разрешен только в суде.

Гражданин, права которого нарушены, имеет право подать заявление о прекращении права собственности, внесении изменений в ЕГРН и устранении препятствий в пользовании участком.

При обращении в суд необходимо доказать следующие моменты:

  • земля относится к территории общего пользования (землеустроительная экспертиза, анализ кадастровых планов участков и генеральных планов строительства);
  • фактические границы не соответствуют официальным (землеустроительная экспертиза).

Заявитель должен установить в иске следующие требования:

  • установить границы земельных участков;
  • признать результаты межевания неверными;
  • признать сделку недействительной (если права на участок возникли на основании выкупа общей земли у ТЖС);
  • демонтировать забор (при наличии ограждения).

Ответственность на незаконный захват земель

К незаконному захвату земель относится:

  • перенос забора за пределы границ его участка;
  • расширение пахотной территории;
  • незаконная постройка за пределами межевых границ участка.

В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, к нарушителю применяются следующие меры ответственности:

  • для физических лиц – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости участка (не менее 5 000 р.);
  • для должностных лиц – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости участка (не менее 20 000 р.);
  • для юридических лиц – от 2 до 3% от кадастровой стоимости участка (не менее 100 000 р.)

Если кадастровая стоимость участка не установлена, то величина штрафа рассчитывается иначе.

№ п/пСтатус нарушителяВеличина штрафа
1Для физических лицот 5 000 р. до 10 000 р.
2Для должностных лицот 20 000 р. до 50 000 р.
3Для юридических лицот 100 000 р. до 200 000 р.

Точная величина штрафа выносится по решению административной комиссии. Однако сумма не может быть меньше минимального размера штрафа, установленного законом.

Споры между соседями относятся к нервным и не простым. Чтобы избежать личного негатива, целесообразно привлечь к разбирательству юриста. Специалист освободит вас от участив в процессе, сам подготовит иск и соберет документы. Просто опишите ситуацию дежурному юристу, и он предложит юридическую помощь.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Земля общего пользования: конфликт между соседями, разрешение споров

Главная / Недвижимость / Земельный участок / Межевание

  • Время на чтение: 12 мин
  • 0
  • 1666
  • Стоимость земельных участков зависит от их площади, и при проведении межевания, то есть определения границ наделов земли, нередко возникают разногласия по поводу местонахождения таких границ между соседними наделами.
  • Из-за межевых разногласий возникают конфликты между пользователями соседних участков, и такие конфликты могут перерасти в судебную тяжбу.
  • Разногласия с соседями
  • Причины разногласий
  • Проблемы с соседями
  • Способы урегулирования споров
  • Решение спора в суде

Земля общего пользования между соседями в частном доме – что это?

Понятие земель общего пользования дает ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Это территории, которыми законно может пользоваться неограниченный круг лиц. К землям общего пользования относят:

  • улицы;
  • набережные;
  • бульвары;
  • скверы;
  • площади;
  • проезды.

Границы земель общего пользования называют красными линиями. Собственником этой территории является муниципалитет. Если территория расположена в границах ТСН, то собственником данных земель будет считаться ТСН.

Особенности земель общего пользования:

  1. Если земли общего пользования не ограждены собственником и не установлен запрет на свободное посещение, то любой гражданин может там присутствовать на законных основаниях. При этом он обязан обеспечивать сохранность имущества и природных объектов, которые расположены на данном участке.
  2. Закон запрещает сдавать территории общего пользования в аренду, разрешать их приватизацию или продавать.
  3. На территории общего пользования распространяются нормы федерального и регионального законодательства. Поэтому отдельные нюансы различаются в зависимости от региона.

Сосед поставил забор на земле общего пользования

Захват земель общего пользования – популярная проблема. Установка забора на ней является нарушением законодательства. Причем, не имеет значения, мешает ли он соседям или нет. В данном случае состав правонарушения образуется при самом факте захвата.

Чтобы забор, выходящий на красную линию, был установлен в соответствии с законом, необходимо учесть следующие нюансы:

  • при установке ограды нужно отступить полметра вглубь участка. Это необходимо, что ворота распахивались на территории собственника;
  • если забор стоит на границе, то ворота должны открываться вовнутрь участка.

Нормативные акты регионов могут предусматривать дополнительные ограничения.

Обратите внимание! Размещение палисадника на участке перед домом не всегда является нарушением закона. В ряде регионов земля под палисадником относится к землям общего пользования. Но законы устанавливают предельный размер палисадника. Если он соответствует установленным нормам, то возведение ограждения не является нарушением и захватом земель.

  1. Например, в Абакане палисадники относятся к общим землям, а в Алтайском крае – нет.
  2. Как составить претензию по затоплению квартиры соседями?
  3. Как составить акт о затоплении квартиры соседями сверху? Образец

Как делится придомовая территория между соседями

Мы уже неоднократно поднимали тему придомовой территории многоквартирного дома, в частности, ее содержание и определение границ.

Это интересно: Соблюдение досудебного порядока на самовольную постройку

Однако, данная сфера с юридической точки зрения – сложная. Не удивительно, что у читателей возникают новые вопросы. Вот один из них: «Наш дом (9 этажей, 143 квартиры) совсем не имеет придомовой территории.

Из-за этого мы не можем создать ТСЖ (надеемся отсудить положенные нам места для детской площадки и парковки). Перед нашим домом есть только дорога для подъезда спецмашин.

Сосед перегородил проезд

Все постройки должны располагаться в пределах участка. Закон запрещает выход за границы. Более того, каждая постройка должна располагаться на установленном расстоянии от забора. Например, подсобные помещения должны быть построены не ближе, чем 1 м от ограждения.

Но не всегда выход за ограждение является нарушением. Если сосед перегородил проезд или проход к дому, то необходимо выяснить, кто является владельцем земельного участка. Возможно забор был возведен ошибочно, и эта территория входит в границы его участка. В этом случае действия соседа совершенно законны.

Земельные споры: что такое, виды, примеры, решения, категории

Что такое земельные споры

Земельный спор — это притязание на право владения или пользования участком двух и более лиц, к примеру: признание права, раздел, определение границ, устранение препятствий в пользовании участком, истребование участка из чужого незаконного владения.

  • По вопросам владения – конфликтная ситуация связанная с нарушением местоположения границ земельного участка, права подтверждаются выпиской из ЕГРП.
  • По вопросам пользования – конфликт связанный с нарушением прав правообладателя земельного участка по извлечению дохода от использования земельного участка, нанесение ущерба путем неправильного использования соседнего участка, уничтожение посевов или нанесение вреда создающего угрозу уничтожения имущества.
  • По вопросам распоряжения – незаконная продажа одного и того же участка двум и более субъектам земельных правоотношений. Подробнее: Земельное право.

На сегодняшний день в земельном законодательстве России не содержится определения подобного спора в отличие от иных отраслей, к примеру, в ТК РФ приводится определение как индивидуального, так и коллективного трудового, которые определяются через неурегулированные разногласия.

  • Все земельные участки, их характеристика и право собственности на них подлежат регистрации в общероссийском земельном кадастре. Земельные правоотношения регулируются нормами Конституции РФ, Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации, отдельных законов и подзаконных актов.
  • Согласно ст. 6 Земельного кодекса (ЗК РФ) объектом земельных отношений выступают: земельные участки, части земельных участков и земля как природный объект. Следовательно, земельные споры могут возникать и с учетом назначения земельного участка.

Однако, несмотря на это, указанный термин неоднократно применяется в ЗК РФ. Так, глава IX Кодекса именуется «Защита прав на землю и рассмотрение данных конфликтов». В п. 1 ст. 64 ЗК РФ говорится о рассмотрении данных споров в судебном порядке и т.д.

В этой связи полагаем, что одним из недостатков действующего законодательства является отсутствие в нем определения данного спора. В данной рубрике мы рассмотрим ключевые споры, а также их отстаивание в суде.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, показал, что в настоящее время на законодательном уровне отсутствуют какие-либо положения, регламентирующие вопросы, связанные с организацией профилактики данных споров, не указываются субъекты профилактической деятельности и их полномочия в сфере профилактики. В этой связи актуальность научного исследования проблем профилактики споров не вызывает сомнений.

Основными причинами возникновения споров являются:

  1. недостатки в действующем законодательстве;
  2. недостатки в доведении содержания вновь принятых нормативных правовых актов до субъектов земельных отношений;
  3. недостатки в работе должностных лиц государственного аппарата;
  4. недобросовестное поведение отдельных субъектов правоотношений.

Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей. Споры могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений.

Разрешение земельного спора — это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.

Земельно-правовые споры специфичны тем, что объектом их всегда является земля, которая фигурирует в качестве такового прямо или косвенно. Это споры по поводу предоставления, изъятия, порядка пользования землей, а также возмещения затрат, возникающих в связи с земельными отношениями.

Нормативная база данных споров

На какую законодательную базу опирается суд, когда идет разбирательство относительно такого важного вопроса, как земельный спор? Это:

  • Гражданский кодекс РФ.
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ.
  • Земельный кодекс РФ.
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ (в случае споров между субъектами экономической и иной предпринимательской деятельности).
  • Федеральный закон от 13.07.2015 г № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в особенности глава 3).
  • Иные законы и подзаконные акты, напрямую или косвенно регулирующие оборот земельных участков (например, градостроительный кодекс).

Именно на этих законодательных актах основывается решение суда.

Основные виды судебных споров

Изучение судебной практики, связанной с рассмотрением данных споров, показало, что на сегодняшний день наиболее распространенными причинами их возникновения являются:

1. Определение границ участка

В делах об определении границ разрешаются такие вопросы, как:

  • освобождение земли, занятой самовольно,
  • восстановление границ участка,
  • оспаривание результатов межевания,
  • исправление кадастровой ошибки (суды замечают, что ошибки случаются, даже когда кадастровые работы проводятся современными приборами),
  • непосредственно установление границ.

Подобные споры не зависят от фактов отмежевания участков, постановки на кадастровый учет и регистрации прав на них. Суды разрешают эти дела с учетом фактически сложившихся границ.

2. В качестве средств доказывания границ участка можно использовать:

(Практика рассмотрения данных споров Пензенского областного суда)

  • забор,
  • расположение строений,
  • разницу высот в грунте (например, если забора не было, а была межа),
  • разницу видов грунта,
  • свидетельские показания,
  • архивные материалы инвентарных дел на домовладения,
  • материалы ускоренной инвентаризации,
  • результаты экспертизы, проведение которой необходимо почти во всех делах этой категории.

3. Признание права на участок

Основными причинами этой категории разбирательств являются:

  • отсутствие правоустанавливающих документов на землю,
  • отказ уполномоченного органа в приватизации или регистрации права на участок,
  • желание обойти законную процедуру приобретения прав на землю.

Суд подтверждает уже существующий факт законного обладания землей, а не порождает его. К примеру, человек занимался огородом или строил дом на земле, доставшейся в наследство, но не регистрировал право собственности.

Обращаясь в суд, заявитель должен обладать доказательствами возникновения у него этого права, иначе суд примет решение не в его пользу (п.59 Постановление Пленумов ВС РФ, ВАС РФ №10/22 от 29.04.

2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). В приведенном примере – это свидетельство о праве на наследство.

Если же спор возник по поводу принятого решения (действий или бездействия) властным органом, нужно оспаривать отказ в предоставлении земельного участка.

4. Устранение препятствий в пользовании участком

Направлять заявление об устранении препятствий в пользовании земельным участком в суд следует, только если границы участка уже определены, есть документы, подтверждающие право собственности или иное законное право владения. Нужны также доказательства совершения действий или бездействий ответчика, нарушающих установленные законом права истца. На практике поводом для судебной тяжбы становятся:

  • возведение забора (весьма распространенная причина),
  • строительство соседнего дома с нарушением градостроительных и строительных норм и правил,
  • запах от содержания животных и т.д.

Суд удовлетворит требование, если существует реальное нарушение прав или истец сумеет доказать наличие реальной опасности нарушения его права (постановление Президиума Московского областного суда от 01.07.2015 №299).

5. Определение кадастровой стоимости земельного участка

Как известно, кадастровая стоимость недвижимости, применяемая для исчисления налогов и арендной платы, зачастую на практике выше рыночной. В суде можно добиться ее снижения.

Споры при местоположении границ земельных участков | пошаговая инструкция и советы юриста

Земельным участком признается часть земной поверхности, которая имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.

  • При выполнении кадастровых работ по межеванию земельного участка предметом согласования может являться точное местоположение границ между смежными участками (в том числе если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, являющихся общей частью (частями) границ образуемого земельного участка) либо местоположение границ смежных и (или) несмежных земельных участков в случае выявления ошибки в их описании.
  • В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных участков, сведения о которых уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных участков.
  • Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между вами и другими лицами, обладающими смежными участками на праве собственности или ином вещном праве (независимо от наличия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ).
  • В случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков местоположение границ таких участков должно быть согласовано всеми заинтересованными лицами или их представителями.

Пошаговая инструкция «Как определить границы земельного участка и разрешить спор с соседями?»

При возникновении спора с соседями при межевании земельного участка рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь к кадастровому инженеру для составления акта согласования местоположения границ земельного участка

Акт оформляется на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц (их представителей).

Если уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, то количество актов согласования должно соответствовать количеству таких участков.

В акте согласования должны быть указаны реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц или их представителей, а также реквизиты документов, подтверждающих полномочия представителей. Отсутствие указанных реквизитов является основанием для приостановления Росреестром осуществления государственного кадастрового учета.

Если в результате проведения кадастровых работ будет установлено, что считавшийся согласно сведениям ЕГРН смежным земельный участок фактически таковым не является, то согласование местоположения границ с правообладателем такого участка не требуется (Письмо Минэкономразвития России от 06.11.2018 г. № 32226-ВА/Д23и).

Если заинтересованное лицо (его представитель), получившее в соответствии с требованиями законодательства надлежащим образом оформленное извещение, не выразило свое согласие или не представило мотивированный отказ от согласования границ, то граница считается согласованной с данным лицом, о чем в акт вносится запись. При этом к межевому плану также должны быть приложены документы, подтверждающие извещение владельца смежного участка о проведении согласования.

Если с собственником (владельцем) смежного земельного участка местоположение границ участка не будет согласовано или им будут представлены письменные возражения, обосновывающие отказ от согласования, они в обязательном порядке должны быть внесены в акт согласования.

В дальнейшем отсутствие согласования или нарушение порядка его проведения может привести к тому, что Росреестр откажет в осуществлении кадастрового учета вашего земельного участка.

Сведения о снятии возражений в отношении местоположения границы земельного участка также вносятся в акт согласования.

Шаг 2. Обратитесь в Росреестр для исправления ошибки (при ее наличии)

В случае если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, нужно обратиться в Росреестр с заявлением о необходимости ее исправления.

При этом ошибка в записях ЕГРН, возникшая в результате воспроизведения ошибки, содержащейся в представленном в Росреестр межевом плане или иных документах (реестровая ошибка), исправляется в том же порядке, в котором были представлены документы, содержащие ошибку. Однако если исправление ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи ЕГРН, то такое исправление производится только по решению суда.

Шаг 3. Подготовьте исковое заявление и пакет документов

Если владельцы смежных земельных участков не смогут договориться относительно местоположения границ, установление границ возможно только в судебном порядке.

При подготовке искового заявления об установлении местоположения границ земельного участка обратите особое внимание суда на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного). Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п. Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам.

Заявить иск об установлении границ земельного участка вправе гражданин, который обладает этим земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет. Именно такие граждане имеют право требовать согласования местоположения границ земельного участка.

Надлежащим ответчиком по спору об установлении границ земельного участка является правообладатель смежного земельного участка, с которым не удается согласовать местоположение границ участка.

Помимо него ответчиком также может выступать СНТ или потребительский кооператив, на территории которого находится земельный участок истца, Департамент городского имущества г.

Москвы, Управление Росреестра по Москве, местная администрация, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве, кадастровый инженер, ТУ Росимущества и др.

Земли общего пользования: основные правила использования

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс. Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте. Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Земельный Кодекс РФ

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

Говоря о взаимодействии между собой регионального и федерального законодательства, можно отметить, что федеральное будет иметь первоочередное значение, если возникает конфликт между нормативными актами.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

Землями общего пользования принято считать те земельные участки, которые расположены в населенных пунктах и служат цели удовлетворения интересов и законных прав лиц, проживающих на территории этого населенного пункта.

земля общего пользования

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Получить в собственность земли, относящиеся к категории земель общего пользования, невозможно.

условия заключения сделки

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

Наиболее распространенным вариантом использования земель общего пользования считается аренда, которая оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на таких участках.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

возведение капитального строения

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Таким образом, собственность на право пользования землями общего пользования остается на постоянной основе за государством в лице его субъектов или муниципальных образований, а пользователи могут распоряжаться возведенными на таких землях строениями с переуступкой права пользования на землю новому владельцу здания.

Правила налогообложения земель общего пользования

налогообложение земельного участка

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Именно по этой причине использовать классическую для сферы фискальных правоотношений форму налогообложения для таких земель нельзя, так как участки находятся в постоянной собственности государства.

покупка дачного участка в садовом товариществе

Временная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания является обязательной процедурой согласно законодательству РФ.

Необходимо продать дачный участок? В нашей статье есть подробное описание данной процедуры.

При некоторых обстоятельствах договор купли-продажи земли может быть расторгнут. Подробнее об этом здесь.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации землями общего пользования должны считаться такие участки, на которые имеют доступ все желающие, то есть эти участки имеют режим свободного доступа.

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

штраф за самозахват территории

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.
Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий