Военнослужащие матери одиночки с детьми до 14 лет

Социальные гарантии военнослужащим, воспитывающим детей без матери: реалии и перспективы

Рассмотрены военные аспекты государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства с учетом ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено положение о том, что забота о детях и их воспитание — равное право и обязанность обоих родителей.

Ключевые слова: военнослужащие, конституционные гарантии, воспитание детей.

Social guarantees to servicemen, bringing up children without a mother: Realities and Prospects

Considered the military aspects of state support for the family, motherhood, fatherhood and childhood based on part 2 of art. 38 of the Constitution of the Russian Federation, which contains a provision that the care of children and their education — equal right and duty of both parents.

Key words: military, constitutional guarantees, parenting.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию в качестве социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7). При этом в ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплено очень важное положение о том, что забота о детях и их воспитание — равное право и обязанность обоих родителей.

Указанные конституционные положения нашли определенную конкретизацию в военном законодательстве. В частности, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» имеются следующие нормы отсылочного характера:

а) военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства (п. 9 ст. 10);

б) военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 13 ст. 11).

В Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, имеется отдельная статья (ст. 32), определяющая порядок предоставления военнослужащим отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Данной статьей установлены следующие гарантии семьям военнослужащих с детьми:

  1. в случае когда один из работающих родителей (опекун, попечитель) является военнослужащим или когда оба родителя (опекуны, попечители) являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет таким родителям (опекунам, попечителям) предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц. Указанные выходные дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены родителями (опекунами, попечителями) между собой по их усмотрению;
  2. военнослужащим женского пола предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности — 84 календарных дня) до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов. Продолжительность указанного отпуска исчисляется суммарно и предоставляется военнослужащему женского пола полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов;
  3. перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него военнослужащим женского пола по их желанию предоставляется основной отпуск за текущий год установленной продолжительности, а в год окончания отпуска по уходу за ребенком — отпуск пропорционально времени, оставшемуся до конца календарного года;
  4. основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребенком исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей со дня окончания отпуска по уходу за ребенком до конца календарного года. Продолжительность основного отпуска определяется в этом случае путем деления установленной для конкретного военнослужащего полной продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного результата на количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои обязанности. При этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней считается за один полный месяц;
  5. военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Во время данного отпуска за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность;
  6. военнослужащему женского пола, усыновившему ребенка (детей), предоставляется отпуск по беременности и родам за период со дня усыновления и до истечения 70 дней (при усыновлении двух и более детей — 110 дней) со дня рождения ребенка (детей), а также по желанию военнослужащего женского пола — отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  7. военнослужащему мужского пола, проходящему военную службу по контракту, по его просьбе однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях).

Как видно из приведенных положений, большинство из перечисленных социальных гарантий рассчитаны на предоставление военнослужащим женского пола. Между тем совсем не редки случаи, когда военнослужащие-мужчины воспитывают детей без матери.

Следует при этом отметить, что понятие «одинокий отец» действующим законодательством не предусмотрено. Практика показывает, что таким отцом считается мужчина, имеющий одного ребенка или нескольких детей, мать которых умерла, пропала без вести, лишена родительских прав, долгое время пребывает в лечебном учреждении, оставила детей отцу при расторжении брака, находится в местах лишения свободы. Кроме того, под мужчинами, воспитывающими детей без матери, следует понимать военнослужащих:

  • воспитывающих без матери усыновленных ими детей;
  • являющихся опекунами и попечителями, воспитывающими опекаемых и подопечных детей без матери;
  • являющихся отчимами, воспитывающими детей без матери;
  • являющихся приемными отцами, воспитывающими детей без матери .

По оценке российской правозащитной ассоциации «Отцы и дети», в стране насчитывается около 300 тыс. одиноких отцов. По другим сведениям, в России около 800 тыс. отцов-одиночек . В отношении военнослужащих, являющихся отцами-одиночками, каких-либо официальных данных не имеется.

URL: http://cfgorod.ru/otcy-odinochki-v-rossii-spravka.html.

Таким образом, несмотря на конституционную норму о равных правах и обязанностях обоих родителей в отношении детей, военнослужащие-отцы по действующему военному законодательству имеют меньший объем прав и гарантий, связанных с воспитанием детей, по сравнению с военнослужащими женского пола.

Следует заметить при этом, что в отношении сотрудников правоохранительных органов данный вопрос урегулирован несколько иначе. Так, например, согласно ч. 8 ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику органов внутренних дел, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.

В целях устранения данной социальной несправедливости и усиления гарантий социальной защиты семей военнослужащих, в которых в силу объективных обстоятельств отсутствует мать, в Минобороны России разработан и в конце мая 2014 г. внесен в Правительство Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет». Данным проектом предполагается предоставлять военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту и являющимся отцами (усыновителями), воспитывающими ребенка без матери, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Кроме того, на эту категорию военнослужащих будет распространено право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и ежемесячной компенсационной выплаты.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет 40% денежного довольствия по месту службы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. По состоянию на 1 января 2014 г. минимальный размер пособия (с учетом произведенной индексации) составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 10306,50 руб.

Как указывается в Пояснительной записке, принятие вышеназванного законопроекта позволит урегулировать отношения, связанные с предоставлением военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту и являющимся отцами (усыновителями), воспитывающими ребенка без матери, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и предоставит данной категории военнослужащих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и ежемесячной компенсационной выплаты.

Внесение указанного законопроекта в Федеральное Собрание Российской Федерации и его принятие планируется до конца текущего года.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу

Е.А. Стренина, юрисконсульт управления ФСБ России, капитан юстиции.

Социально-экономические реформы, проводимые в стране, непосредственным образом затронули женщин, а они составляют 53% населения Российской Федерации . Проводимые исследования показывают, что женщины составляют большинство среди низкооплачиваемых, малообеспеченных, а также безработных граждан, они в первую очередь ощущают неравенство возможностей при трудоустройстве <**>. Таким образом, можно говорить об определенной дискриминации женщин в сфере занятости. Безработица женщин затронула в большинстве случаев не работниц неквалифицированного ручного труда, а женщин — специалистов и служащих. Среди безработных число женщин с высшим образованием составляет 69%, а со средним специальным образованием — 74%. Среди безработных одиноких родителей женщины составляют 90% <***>. Вместе с этим социально-экономическая ситуация в стране стала базой для развития новых тенденций. К новым явлениям относится также и приток женщин на военную службу. Это связано с рядом причин: ухудшением демографической ситуации в стране, массовыми увольнениями военнослужащих, некомплектом воинских частей и подразделений. С другой стороны, в условиях социальной напряженности поступление на военную службу по контракту помогает женщинам решить многие материальные проблемы. Особенно социально незащищенными являются одинокие женщины, имеющие детей, — матери-одиночки.

См.: Апарина А.В. Благо ли — феминизация армии? // Пограничник. 1999. N 10. С. 66.
<**>См.: Там же.
<***>Проблемы женской безработицы в России: Материал Федеральной службы занятости. С. 2, 3.

Женщинам, поступающим на военную службу, гарантируется предоставление льгот, включая оплачиваемый отпуск по беременности и родам, стабильное денежное содержание, возможность решить жилищные проблемы, сделать карьеру. Цель настоящей статьи — рассказать о льготах, гарантиях и компенсациях, предоставляемых женщинам-военнослужащим, являющимся матерями-одиночками.

Женщины-военнослужащие, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, пользуются льготами, гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства в соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В целях реализации государственных интересов по охране семьи, материнства и детства развитие законодательства направлено на улучшение социально-правового положения одиноких матерей.

В соответствии с действующим законодательством женщина признается одинокой матерью в случае, если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, а также при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке. Женщина утрачивает статус одинокой матери при вступлении в зарегистрированный брак, усыновлении ее ребенка, а также в случае, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка.

Льготы и преимущества, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу по контракту, можно разделить на: льготы по прохождению военной службы; льготы по охране здоровья и медицинской помощи; налоговые льготы; льготы в области жилищного права; денежные выплаты. Рассмотрим каждый вид льгот, гарантий и компенсаций.

Льготы по прохождению военной службы. Законодательством предусмотрены гарантии при поступлении на военную службу по контракту (запрещается отказывать в заключении контракта о прохождении военной службы, мотивируя отказ беременностью или наличием ребенка) и от необоснованных увольнений одиноких матерей, проходящих военную службу по контракту. В соответствии с п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, не допускается увольнение с военной службы одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет), кроме случаев, когда увольнение осуществляется по их желанию или когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по следующим основаниям:

  • по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет);
  • по состоянию здоровья — в связи с признанием военнослужащей-женщины военно-врачебной комиссией не годной к военной службе;
  • по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание старшины или главного корабельного старшины включительно;
  • в связи с лишением воинского звания;
  • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему женского пола наказания в виде лишения свободы;
  • в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.

К льготам по прохождению военной службы относятся также льготы по предоставлению отпусков. Одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет, имеет право на предоставление основного отпуска по ее желанию в удобное для нее время (п. 12 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы). По мнению автора, в целях обеспечения постоянной боевой готовности воинской части это право целесообразно учитывать при составлении плана отпусков.

На практике нередко возникают трудности с применением нормы, содержащейся в ст. 263 Трудового кодекса Российской Федерации о предоставлении дополнительных отпусков: «Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается». Военнослужащие женщины пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с законодательством об охране семьи, материнства и детства. Однако в соответствии с требованиями данной статьи такие отпуска устанавливаются коллективным договором (а военнослужащие в соответствии с действующим законодательством не заключают коллективных договоров), предоставляются без сохранения заработной платы (что также не предусмотрено законодательством о статусе военнослужащих). Таким образом, предоставление указанных дополнительных отпусков военнослужащим в настоящее время не представляется возможным, так как механизм реализации указанной нормы недостаточно нормативно определен.

Одинокой матери, проходящей военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц (в соответствии с п. 2 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы). Указанные выходные дни предоставляются в календарном месяце по ее рапорту на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении , при документальном подтверждении расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода и оформляются приказом по воинской части.

Детские дома-интернаты на условиях пяти-шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся (Постановление Министерства труда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) для ухода за детьми-инвалидами» от 4 апреля 2000 г. N 26/34).

Льготы по охране здоровья и медицинской помощи одиноким матерям, проходящим военную службу по контракту, предоставляются в соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5489-1. Одинокой матери в интересах лечения ребенка предоставляется право находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности для предоставления по месту службы.

Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов), имеют также право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Денежные выплаты одиноким матерям и детям выплачиваются в размерах и порядке, определенных Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 4 сентября 1995 г. N 883. Это:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • ежемесячное пособие на ребенка.

На государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не может быть обращено взыскание в порядке исполнительного производства (на основании п. 3 ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ).

Кратко рассмотрим указанные пособия.

  1. Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам, проходящим военную службу по контракту, в размере денежного довольствия за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности — восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов — восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей — сто десять) календарных дней после родов.
  2. Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам в размере 300 руб. имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).
  3. Единовременное пособие при рождении ребенка в размере 4500 руб. назначается и выплачивается одинокой матери, проходящей военную службу по контракту, по месту службы после предъявления заявления о назначении этого пособия, а также справки о рождении ребенка, выданной органами загса.
  4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается одиноким матерям в размере 500 руб. независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет. Если в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет наступает отпуск по беременности и родам, женщина имеет право выбора одного из двух выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособий.
  5. Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающий право на получение этого пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере 70 руб., увеличивается на 100% на детей одиноких матерей.

Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей назначается и выплачивается:

а) если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение в повышенном размере ежемесячного пособия на детей, родившихся до вступления в брак;

б) при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке, начиная с месяца, в котором она записана в книге записей актов гражданского состояния в качестве матери;

в) при передаче в установленном порядке детей одинокой матери на воспитание опекуну или попечителю (вследствие смерти матери, ее болезни и по другим причинам).

Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей не назначается и не выплачивается, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка или если ребенок усыновлен при вступлении матери в брак. В случае установления отцовства и внесения сведений об отце в актовую запись о рождении ребенка органы загса сообщают органу социальной защиты населения по месту жительства матери о внесении соответствующих изменений. Для назначения вышеуказанного ежемесячного пособия одинокая мать, проходящая военную службу по контракту, обращается в орган социальной защиты населения по месту жительства и представляет следующие документы:

  • заявление в письменной форме о назначении ежемесячного пособия на ребенка с указанием в нем сведений о доходах семьи;
  • копию свидетельства о рождении ребенка;
  • справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с матерью;
  • справку об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше шестнадцати лет;
  • справку из органов загса об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка.

Льготы в области жилищного права для одиноких матерей предусмотрены Жилищным кодексом РСФСР. В соответствии с п. 8 ст. 36 этого Кодекса нуждающиеся в улучшении жилищных условий одинокие матери пользуются правом первоочередного предоставления жилых помещений. Также одинокие матери с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.

Налоговые льготы. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по доходам физических лиц стандартный налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет и предоставляется налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, являющимся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями. Одиноким родителям налоговый вычет производится в двойном размере и прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак. Указанный вычет предоставляется на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет (т.е. паспорта с отметкой о разводе). При этом для целей указанной статьи под одиноким родителем понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.

Государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не включаются в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.

В данной статье приведены льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые одиноким матерям наряду с преимуществами, установленными для всех военнослужащих-женщин действующим законодательством Российской Федерации. В то же время законодательством субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации) и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут быть установлены дополнительные льготы, гарантии и компенсации, направленные на улучшение социально-правового положения одиноких матерей. К сожалению, автор не располагает большинством из таких документов. Однако в качестве примера представляется возможным привести дополнительные льготы и компенсации, предусмотренные одиноким матерям — жительницам г. Москвы. Так, Комплексной программой мер защиты жителей г. Москвы на 2003 г., утвержденной Постановлением правительства Москвы от 21 января 2003 г. N 23-ПП и Постановлением правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 736-ПП, одиноким матерям с 1 октября 2003 г. предоставлены следующие дополнительные льготы и компенсации:

  • ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни независимо от среднедушевого дохода в размере 150 руб.;
  • ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания на детей до 3 лет в размере 500 руб.;
  • льгота по оплате жилья и коммунальных услуг — 50%-ная скидка семьям, имеющим детей-инвалидов до 18 лет;
  • бесплатное лекарственное обеспечение детей первых 3 лет жизни.

На основании Постановления правительства Москвы «О городской целевой среднесрочной программе дальнейшего развития коллективного садоводства для жителей города Москвы на 2004 — 2006 годы» от 10 июня 2003 г. N 433-ПП матери-одиночки — жители г. Москвы, состоящие на очереди в префектурах административных округов г. Москвы, имеют право на бесплатное получение земельных участков под коллективное садоводство в размерах, определенных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и правительством Москвы.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий