Вступили в силу новые тарифы ОСАГО. Что будет с ценами на полисы
Вступили в силу новые тарифы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Ранее Банк России объявил, что они начнут действовать с 13 сентября.
Новый коридор
Коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширен на 26% вверх и вниз. Для легковых автомобилей граждан базовая ставка тарифа по ОСАГО будет устанавливаться страховщиком в диапазоне 1 646–7 535 рублей. Для общественного транспорта тарифный коридор расширяется на 17,8% в обе стороны. Кроме того, уточнен расчет территориальных коэффициентов.
ЦБ анонсировал изменение тарифов ОСАГО в конце июня, объяснив необходимость в такой корректировке подорожанием запчастей. Регулятор отмечал, что благодаря сдвигу границ страховщики смогут предлагать автолюбителям с меньшими рисками более выгодные условия, а удорожание запчастей отразится в большей степени на стоимости полисов для страхователей с высокими рисками. В ЦБ рассчитывают, что расширение возможностей для дифференциации позволит сдержать рост стоимости ОСАГО.
Стоит ли ждать снижения цен?
До сих пор ставка базового тарифа ОСАГО для владельцев легковых автомобилей варьировалась в диапазоне порядка 2,2–5,9 тыс. рублей, напоминает «Коммерсант». При расчете стоимости полиса для конкретного водителя базовая ставка умножается на ряд коэффициентов (территориальный, возрастной, «бонус-малус» и др.). Новый территориальный коэффициент в Махачкале составляет 0,96 вместо 0,9, в Назрани, Кызыле, Севастополе, Биробиджане, Краснокаменске, Байконуре и на всей территории Чеченской Республики — 0,82 против прежних 0,7, указывает издание и поясняет со ссылкой на ЦБ, что перерасчет произведен исходя из данных о выплатах в конкретных регионах.
Газета произвела свои подсчеты и выяснила, что, например:
- для «безаварийного» 30-летнего москвича с опытом вождения от десяти лет, легковым автомобилем в 150 лошадиных сил и одним водителем в полисе вилка стоимости ОСАГО, ранее равнявшаяся 2,5–6,72 тыс. рублей, теперь будет составлять 1,85–8,47 тыс.;
- для опытного (со стажем свыше 14 лет), но часто попадающего в аварии водителя в возрасте 40–49 лет диапазон расширится с 19,9–53,7 тыс. до 14,7–67,7 тыс. рублей;
- для начинающего автомобилиста в столице, которому 18 лет, диапазон оставит 11–50,4 тыс. вместо 14,8–40 тыс. рублей.
При этом страховщики дали понять, что уменьшение стоимости полисов маловероятно из-за слишком дорогих запчастей для ремонта: такое мнение высказали газете, в частности, в компании «РЕСО-Гарантия».
В ВСК рассчитали, что расценки для аккуратного водителя-москвича могут составить 5–8 тыс. рублей в год (что сопоставимо со средним размером премии за последние три года), а для водителей с частыми ДТП — 20–25 тыс.
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев обращает внимание на то, что рост средней премии в ОСАГО отстает и от инфляции, и от увеличения размера выплат. Так, годовая инфляция в июле составила 15,1%, средняя выплата в ОСАГО увеличилась на 19% (до 80,8 тыс. рублей с 68,1 тыс. год назад), а средняя цена полиса за первые семь месяцев 2022 года — примерно на 10% до 6,2 тыс. рублей. Причиной такого расклада эксперт называет «огромную конкуренцию страховщиков за безубыточных автовладельцев».
Уфимцев также привел расчеты, демонстрирующие, что в зависимости от степени аварийности автовладельца стоимость его полиса ОСАГО может различаться в несколько раз. Для условного водителя в Москве на Ford Focus в зависимости от его стажа и аварийности годовой полис может стоить:
- 50 431 рубль — для ситуации «водитель-новичок, 18 лет, первый год страхования»;
- 67 734,71 рубля — водителю 42 года, стаж вождения — 21 год, регулярное нарушение правил дорожного движения, несколько ДТП в год по его вине;
- 1 736 рублей — 42 года, опыт вождения — 21 год, водитель не был виновником аварии ни разу за 15 лет;
- 7 480 рублей — 31 год, стаж вождения — 12 лет, ДТП один раз в несколько лет.
Водители откажутся от ОСАГО?
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, из-за возможного удорожания полисов 30–40% всех автомобилей к концу года будут ездить без ОСАГО.
Но в Российском союзе автостраховщиков на днях заявили, что не ожидают массового отказа автовладельцев от покупки полисов ОСАГО в связи с расширением тарифного коридора. Изменения предполагают увеличение тарифов для высокоаварийных водителей, а основная часть российских автовладельцев показывает низкую аварийность, пояснили страховщики.
По данным РСА, количество водителей без страховки ОСАГО на российских дорогах составляет около 6 млн человек, и это число стабильно уже несколько лет.
Согласно информации профильного союза, максимальную скидку по ОСАГО за безаварийную езду получили во II квартале текущего года 32% водителей (4 млн человек), а вообще скидку за безаварийное вождение имеют 93% автомобилистов. Максимальная надбавка по ОСАГО за аварийную езду была у 0,01% водителей (815 человек).
С 11 сентября также действуют новые правила расчета выплат по ОСАГО. В ценовых справочниках, необходимых для расчета стоимости ремонта, будут учитываться цены аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке.
Индивидуальные тарифы ОСАГО. Что меняется для водителей
В России с 5 сентября 2020 года начинают действовать обновленные тарифы ОСАГО — ЦБ расширил коридор базового показателя для физических лиц на 10% вверх и вниз. Они дополнят вступивший чуть ранее в силу закон об индивидуализации стоимости «автогражданки». Все вместе это стало вторым из двух этапов отраслевой реформы. О первом — когда ЦБ в прошлый раз менял тарифную вилку и схему расчета двух коэффициентов — мы рассказывали в другом материале .
А здесь разбираемся, что все-таки меняется для водителей.
Что изменил принятый закон?
Он разрешил страховщикам самим определять базовую ставку тарифа (в пределах установленных ЦБ ограничений) с учетом того, были ли у водителя грубые нарушения правил дорожного движения — проезд на красный свет, большое превышение скорости, выезд на встречную полосу и «пьяное» вождение. При этом те случаи, которые попадут на камеры видеофиксации, учитываться не будут.
Кроме того, документ выделяет иные факторы, которые влияют на личностные характеристики водителей и которые страховые определят сами. Как-то стандартизировать эти схемы расчета не будут. «Количество факторов у страховщиков может отличаться, а также их суть и перекрестное применение может быть разным», — объяснил начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Спиров.
Также закон сохраняет ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО. И в нем остаются основные действующие коэффициенты — Минфин в свое время хотел отменить региональный и по мощности двигателя.
Но появились и новые нормы, в том числе связанные с мерами по борьбе с распространением нового коронавируса:
страховщики на своих сайтах будут размещать калькуляторы, которые помогут клиентам рассчитывать стоимость полиса;
потерпевший автовладелец должен будет сообщить компании, где и когда планирует проводить независимую техническую экспертизу, если он будет делать это сам;
с 1 марта по 30 сентября 2020 года договор ОСАГО можно заключить без диагностической карты, которая подтверждает прохождение техосмотра. Но когда все ограничения, установленные из-за ситуации с коронавирусом, снимут, автомобилист должен будет в течение месяца, но не позднее 31 октября 2020 года, эту карту страховщику предоставить.
Как будет рассчитываться стоимость полиса ОСАГО?
Цена ОСАГО складывается из базового тарифа, который всегда должен быть в установленном ЦБ диапазоне, и разных коэффициентов. Учитывается:
- тип транспортного средства — мотоцикл, легковой или грузовой автомобиль;
- кто собственник — физическое или юридическое лицо;
- регион регистрации;
- количество аварий, в которых виноват покупатель полиса;
- указаны ли в полисе все, кто будет управлять машиной;
- возраст и стаж водителя;
- мощность двигателя;
- период использования машины в течение года;
- срок, на который покупается полис (если авто зарегистрировано за рубежом и временно используется в России).
Рассчитывается стоимость так: базовый тариф выбранной компании умножается на коэффициенты. С сентября 2020 года ЦБ ограничил базовые тарифы для физических лиц в пределах:
- для мотоциклов — 625–1548 рублей;
- для легковых автомобилей — 2471–5436 рублей.
Тарифы для юридических лиц и других видов транспорта можно посмотреть в правилах регулятора. Кроме того, компании тоже должны публиковать эту информацию на своих сайтах.
Коэффициенты, в свою очередь, позволяют компаниям оценивать риск, станет ли клиент виновником ДТП. Чем этот риск ниже, тем дешевле страховой полис.
Как определяется размер коэффициентов?
Некоторые коэффициенты ЦБ также изменил вместе с тарифами.
Для расчета коэффициента территории (КТ) используется адрес регистрации водителя, указанный в его паспорте, свидетельстве о регистрации или паспорте транспортного средства. Если вы переезжаете, то должны поменять и адрес регистрации машины.
Величина коэффициента связана со статистикой выплат в конкретном регионе. Чем больше на дороге машин, тем выше риск попасть в аварию. А значит, и КТ будет больше. Так, например, в Москве этот коэффициент равен 1,9, а в карельских селах — только 0,82.
Если в полисе указаны все, кто будет управлять машиной, то коэффициент ограничения (КО) равен 1. Можно не вписывать конкретных водителей, тогда автомобилем сможет пользоваться любой человек, у которого есть действующие права соответствующей категории. Но и КО в этом случае будет больше — 1,94, а полис выйдет дороже.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) отражает аккуратность водителя за рулем. Если за год по вашей вине не случилось ни одной аварии, то КБМ снизится от текущего значения и полис станет дешевле. Если ваши действия привели к трем и больше ДТП, то почти во всех случаях КБМ будет максимальным — 2,45. Новички, только сдавшие на права и купившие первый полис, получают коэффициент, равный 1. То есть у них нет ни скидки за безаварийное вождение, ни надбавки за ДТП. При этом сейчас КБМ обновляется только раз в год — 1 апреля. То есть если, например, в 2020 году авария произошла после 1 апреля, то она будет учтена в КБМ уже в 2021 году.
А если вы захотите вписать в полис несколько водителей, то использоваться при расчетах будет максимальный КБМ. Если ограничений нет, то для физических лиц берется КБМ, равный 1. Свой КБМ можно узнать на сайте Российского союза автостраховщиков. Там же в специальном калькуляторе можно рассчитать и примерную стоимость полиса.
Чем старше водитель и чем дольше он водит, тем меньше для него коэффициент возраста и стажа (КВС). С 2019 года всех водителей разделили на 58 категорий, у каждой из которых свой КВС. Так, для водителей в возрасте 16–21 года без стажа коэффициент составляет 1,93, со стажем до двух лет — 1,9, а для автомобилистов в возрасте от 59 лет со стажем от пяти лет он значительно меньше — 0,91.
Стаж считается с момента оформления прав. Так что даже если вы не водите автомобиль, но права у вас есть, стаж все равно начисляется. Когда в полис вписывают нескольких водителей с разными КВС, во внимание принимается самый большой показатель.
Коэффициент мощности (КМ) применяется только для легковых автомобилей. Чем выше мощность двигателя, тем выше коэффициент.
Еще использовать машину можно не весь год, а только, например, для поездок летом на дачу. Это отражает коэффициент сезонности (КС). Чем короче период, тем меньше коэффициент и дешевле страховка. Например, за трехмесячное использование машины КС составит 0,5. А вот при оформлении полиса на 10–11 месяцев скидки уже не будет — КС равен 1, как за весь год. По этой же схеме рассчитывается и коэффициент в зависимости от срока страхования (КП), который применяется только для автомобилей, зарегистрированных за рубежом.
Ранее также имело значение, не нарушал ли автомобилист закон об ОСАГО — в этом случае применялся дополнительный коэффициент (КН), равный 1,5. Но больше отдельно его не будут брать в расчет.
А можно «на пальцах» посчитать?
Например, вы живете и зарегистрированы в Москве. КТ в столице равен 1,9. Никаких индивидуальных скидок страховая компания не применяла, а тариф выбрала по максимуму из возможных — 5436 рублей.
В полис вы вписываете только одного водителя, то есть КО равен 1.
Последнюю страховку вам рассчитывали с КБМ 0,95, и за год вы не стали виновником ни одной аварии. Значит, новый КБМ снизится до 0,9.
Предположим, вам 35 лет и водите вы 12 лет, тогда ваш КВС — 0,95.
У вас легковой автомобиль мощностью 130 л.с., и КМ в этом случае — 1,4.
Водить автомобиль вы собираетесь круглый год, так что КС — 1.
Расчеты
БТ х КТ х КО х КБМ х КВС х КМ х КС = цена полиса
5436 х 1,9 х 1 х 0,9 х 0,95 х 1,4 х 1 = 12 364 рубля
При этом по старым правилам цена полиса не могла больше чем в три раза превышать базовый тариф, умноженный на коэффициент территории, и в пять раз — для нарушителей закона об ОСАГО. Например, при ранее действовавшем максимальном базовом тарифе аккуратным на дороге москвичам компании не должны были продавать полис дороже 29 652 рублей (4942 х 2 х 3).
Новые правила эту формулу меняют. Теперь полис ОСАГО не должен будет стоить больше, чем максимальный базовый тариф ЦБ с учетом КТ, КБМ, КМ, КО, КВС и КС. То есть максимальная цена тоже будет зависеть от индивидуальных показателей водителя.
Зачем нужны изменения?
ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным РСА, в 2018 году число заключенных договоров достигло 39,98 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.
Страховщики жалуются на большие убытки. А ЦБ с чиновниками неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, которыми недовольны водители.
Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе с 2023–2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине. ЦБ уточнял, что нововведения, заработавшие в январе 2019 года, не позволяют пока полностью уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО, но создают возможность сделать систему более справедливой.
Что ждет автомобилистов и страховщиков?
Предполагается, что продолжающаяся либерализация рынка ОСАГО сделает его более конкурентным — компании будут бороться за клиентов, предлагая им выгодные и доступные цены.
«Первый этап реформы в 2019 году уже позволил снизить среднюю премию страховщиков в большинстве российских регионов примерно на 5%», — рассказал глава РСА Игорь Юргенс.
По его словам, нововведения также усилили конкуренцию между рыночными игроками. «Мы убеждены, что дальнейшая реформа по индивидуализации тарифов приведет к еще большему снижению стоимости ОСАГО для безаварийных автовладельцев и к повышению комфорта их взаимодействия со страховыми компаниями», — отметил Юргенс.