Социальная опека и попечительство детей.
В жизни происходят ситуации, когда ребенок лишается заботы родных матери и отца. В таком случае одной из государственных мер помощи несовершеннолетним является социальная опека и попечительство. Какие требования предъявляются к будущему законному представителю детей и что нужно сделать, чтобы принять малыша в семью, будет рассказано в статье.
Правовое регулирование попечительства детей.
Отношения, возникающие при помещении несовершеннолетних под опеку и попечительство регулируются следующими основными правовыми актами:
- СК РФ, в частности, гл. 20, ст. 56, 145, 146, 148;
- ГК РФ;
- Федеральный закон от 24.04.08 №48-ФЗ;
- ПП РФ от 18.05.09 №423;
- приказ Минздрава РФ от 18.06.14 №290н.
Под социальной опекой понимается процедура, сопряженная с устройством несовершеннолетних в семьи с целью создания для них благоприятных условий существования (развития).
Подобная необходимость возникает при утрате родительского попечения.
Кого помещают в семью?
Чтобы ребенка передали на воспитание к лицам, не являющимся его родными родителями, необходимо выполнить ряд условий.
В первую очередь речь идет о намеренном отказе от несовершеннолетних членов семьи или объективных обстоятельствах, при которых малолетний лишается заботы близких.
Соответствующие сведения поступают из организаций, уполномоченных держать соответствующие вопросы под контролем, неравнодушных граждан, а именно:
- органов правопорядка;
- детских учреждений (детсады, школы);
- заинтересованных в судьбе ребенка лиц.
Гражданин, не достигший 18-летнего возраста вправе самостоятельно заявить о своем трудном положении. Это может осуществляться лично через органы ОиП или посредством звонка на горячую линию.
Специалисты проконсультируют заявителя и предложат своевременную поддержку. Для определения реального положения дел опекунские структуры осуществляют проверку материально-бытового положения несовершеннолетнего.
По итогам мероприятия составляется соответствующий акт с рекомендациями.
Основаниями для опеки (попечительства) в отношении ребенка являются:
- заболевание родителей, препятствующих совместному проживанию с детьми;
- отказ родных забирать ребенка из учреждений социальной направленности;
- смерть или признание кровных родителей недееспособными;
- ограничение матери и отца в правах по отношению к несовершеннолетнему либо их лишение;
- оставление детей без родительского попечения.
Права и обязанности опекунов (попечителей) ребенка.
Обозначенные выше обстоятельства требуют принятия скорейших мер по помещению ребенка в госучреждение или в семью, изъявившую желание воспитывать несовершеннолетнего.
Опекун (попечитель) должен соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодательством, в частности, не иметь медицинских противопоказаний (приказ Минздрава №290н).
Приоритет получают родственники лица, оставшегося без родительского попечения.
Дети с 10 лет должны дать свое согласие на устройство. Процедура обязательно проводится с учетом их мнения.
Права и обязанности опекуна, принявшего в семью ребёнка.
Опекунские обязанности исполняются в рамках соглашения с органом ОиП и требований ст. 15 ФЗ №48. Гражданин становится представителем подопечного в госорганах и иных структурах.
Также опекуну необходимо заботиться о духовном и физическом состоянии опекаемого, его умственном развитии, материальном обеспечении. Методы воспитания выбираются самостоятельно.
При этом патрон вправе выбирать образовательные учреждения и кружки, куда будет ходить ребенок, на свое усмотрение.
Также опекун может устанавливать порядок общения детей с гражданами, являющимися родственниками детей, переданных в новую семью на воспитание.
Прекращение обязательств по опеке детей.
Обязанности, связанные с опекунством, прекращаются автоматически, когда опекаемому исполняется 14 лет.
Далее, в отношении последнего устанавливается попечительство. Социальная мера действует до момента совершеннолетия ребенка (ст. 40 ГК).
В некоторых случаях граждане лишаются своего статуса не по причинам достижения детьми определенного возраста.
Такое может произойти вследствие обстоятельств, указанных в ст. 29 ФЗ №48:
- смерти одной из сторон;
- возвращения ребенка к родным матери и отцу;
- передаче несовершеннолетнего в спецучреждение;
- желания одной из сторон.
Социальная опека детей: как оформить?
Документы подаются в отдел социальной опеки и попечительства при местном органе соцзащиты населения. Также заявление может представляться через единое окно.
Стоит заметить, что посредническая деятельность в рассматриваемом вопросе находится под запретом.
К заявлению прикладываются следующие бумаги (п. 4 Правил, утвержденных ПП РФ №423):
- паспорт будущего законного представителя;
- справки, свидетельствующие о реальном заработке гражданина, собирающегося воспитывать детей;
- правоустанавливающая документация на жилую недвижимость;
- справка, подтверждающая отсутствие судимости;
- акт, выданный медкомиссией;
- разрешение членов семьи;
- свидетельство о прохождении обучения в шпр;
- автобиография.
После обследования материально-бытовых условий заявителя и сведений, представленных гражданином, орган ОиП принимает итоговое решение. Информация направляется гражданину в течение трех рабочих дней.
Заключение.
Таким образом, социальная опека и попечительство – меры, предусмотренные действующим законодательством. Порядок наделения граждан статусом опекуна осуществляется с учетом действующих норм.
Процесс контролируется органами ОиП, региональными департаментами и министерствами, осуществляющими государственные функции по социальному развитию в субъекте РФ. К законному представителю лица, оставшегося без попечения кровных родителей, предъявляются обязательные требования.
К последним относится возможность материально содержать несовершеннолетнего, а также соответствие по медицинским показателям.
Заявление подается в местный орган соцзащиты населения или через единое окно. Проситель извещается о принятом органом решении в течение трех суток.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может потребоваться патронаж. Под ним понимают услуги социального обслуживания по помощи в уходе за гражданами, частично утратившими навыки самообслуживания. Услуги предоставляются организациями социального обслуживания, которые могут быть государственными или частными. Деятельность отделений соцзащиты, оказывающих помощь, регулируется Федеральным законом № 442-ФЗ от 28.12.2013 и региональными нормативными актами.
Оформление опекунства в России возможно над пожилыми людьми, которые признаны недееспособными, либо над несовершеннолетними. Данный вопрос регулирует ФЗ «Об опеке и попечительстве» №48 от 24.04.08. В случае с детьми недееспособность обусловлена возрастными причинами: ребёнок может добиться эмансипации с 16 лет, в остальных случаях он считается достаточно взрослым для принятия собственных решений с 18 лет.
В некоторых ситуациях для детей подбирают опекуна на определённый промежуток времени. Родители при этом не лишаются своих прав. Инициатива может исходить как от самих родителей несовершеннолетнего, так и от органов опеки, соседей, учителей или воспитателей. Всего таких ситуаций две: родители не справляются со своей ролью в жизни ребёнка, или же временно не имеют возможности исполнять свои родительские обязанности. Регламентирует эти меры ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об опеке и попечительстве».
Поговорим о том, что подразумевает оформление опекунства над лицами преклонного возраста.Взрослые дети, как по закону, так и с моральной точки зрения должны помогать пожилым родителям.Но что делать тем, кто одинок или по разным причинам не сложились нормальные отношения с детьми (что, к сожалению, далеко не редкость).Да, можно добиться взыскания алиментов матери, отцу, но заставить ухаживать, уделять внимание старикам, нуждающимся в посторонней помощи и опеке – нереально.
Престарелые нуждаются в постоянном уходе, поскольку не могут в полной мере удовлетворить свои потребности. Обязанность по оказанию содействия, как правило, возлагается на плечи родственников. Человек, ставший опекуном, выполняет обязанности по дому, включая уборку и готовку, совершает от имени, нуждающегося в помощи платежи и иные действия. При этом осуществление указанной деятельности требует много сил и затрат времени.
Государство старается всесторонне поддерживать нуждающихся в помощи граждан. К последним относятся лица, которые в силу возраста или физического состояния не могут удовлетворять первостепенные нужды и защищать свои права. В подобной ситуации человеку назначается опекун. Такое лицо обретает дополнительные права и обязанности. Учитывая временные затраты на уход и отсутствие возможности получить дополнительные средства, на законодательном уровне устанавливаются определенные преференции.
4.3. Социальное обеспечение. Социальная опека.
В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в со-
ответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Все государства, в том числе и Россия, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), . признают право каждого человека на социальное обеспечение.
Социальное обеспечение — государственная система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски). Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различаются два вида социального обеспечения:
государственное (за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов);
негосударственное (за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц).
Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:
государственное социальное страхование (за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством);
государственное социальное обеспечение (за счет бюджетных средств);
государственная социальная помощь малоимущим гражданам (за счет средств федерального бюджета, субъектов РФ, местных бюджетов или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством РФ).
Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:
социальные пенсии (по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и др.);
пособия (по беременности и родам, гражданам, имеющим детей, и др.);
компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и др.;
материальная помощь и т.д.
натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов — слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.).
социальные услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т.д.).
Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальная опека— одна из предусмотренных гражданским и семейным законодательством форм заботы о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты своих прав и законных интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования, а также над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство — форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. *
Органами опеки и попечительства в РФ выступают органы местного самоуправления. Функции по опеке и попечительству выполняются:
органами управления образованием в отношении несовершеннолетних лиц;
органами здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
органами социальной защиты населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Органы опеки и попечительства выявляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, ведут учет таких детей, избирают формы устройства детей, осуществляют дальнейший контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Предпочтение отдается семейным формам устройства несовершеннолетних. К ним относятся опека, усыновление, воспитание в патронатной семье.
Опекун (попечитель) — законный представитель подопечного, он выступает в защиту его прав и интересов. Опекуна (попечителя) назначают органы опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над гражданином. В исключительных случаях опека (попечительство) может быть установлена по месту жительства опекуна (попечителя).
Основанием для назначения опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами служат:
лишение родительских прав вследствие их асоциального поведения;
ограничение родителей в правах;
признание родителей недееспособными вследствие болезни;
длительное отсутствие родителей (продолжительные командировки, нахождение в местах заключения);
уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
другие причины отсутствия родительского попечения.
В случае если ребенок находится в соответствующем воспитательном, лечебном, социальном или ином аналогичном учреждении, опекунские (попечительские) обязанности возлагаются на администрацию данного заведения.
Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.
Жизнедеятельность — сущность и свойства человеческого организма объективно выполнять свои физиологические и физические (обмен веществ, раздражимость, способность к размножению, рост, приспособляемость к окружающей среде и т.д.), социальные (социальные отношения и социально-ролевые предписания) и другие функции. Жизнедеятельность обеспечивается как самим человеком, так и сложной системой мер со стороны общества и государства.
Понятие помощи — основная категория в социальной работе. Часто социальная работа понимается как совокупность конкретных практических действий по оказанию экономической, психологической, информационно-консультативной или иной помощи больным, немощным, социально незащищенным или социально дезадаптированным людям, нуждающимся в поддержке и защите извне.
В социальной работе помощь выступает как средство достижения определенной цели. Она носит вспомогательный характер и в первую очередь направлена на раскрытие самозащитных функций, активизацию потенциала индивида, группы или общины.
Существует несколько видов помощи:
материальная помощь (оказывается людям, испытывающим затруднения);
психологические консультации, психотренинги;
помощь в устройстве на работу.
В федеральном законе от 14.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В ст. 1 определено: «Государственная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров». Государственная социальная помощь рассматривается как временная мера адресной индивидуальной поддержки в кризисной ситуации (услуги, пособия), способствующей устранению или уменьшению социальной недостаточности. Мероприятия проводятся в рамках общей политики контроля над доходами (пособие по нуждаемости и др.), а также в особых ситуациях (вынужденные переселенцы, ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и т.п.). Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты) или натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).
Она назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Социальное консультирование. Особенность консультирования состоит в том, что упор делается на ресурсы клиента (гражданина, семьи, группы, общины), которого ориентируют на нахождение собственных решений.
Эта процедура часто используется с целью ориентации путем советов, указания на альтернативные формы помощи, определения целей и обеспечения необходимой информации.
Консультирование часто путают с предоставлением советов.
Совет — это односторонний процесс, в рамках которого высказываются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации, и все эти воздействия опираются на механизм убеждения.
Руководство — также односторонний процесс поддержки и стимулирования, включающий в себя указание дальнейшего пути, обучение, инструктирование, воздействие.
Консультирование — двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и выполнять адекватные действия.
По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психо-
терапию, наставничество или решение проблем. Задача консультирования — предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворИ тельной и полноценной жизни».
Таким образом, консультирование помогает:
выбирать способ действий и действовать по собственному усмотрению;
обучаться новому поведению;
акцентировать ответственность клиента, т.е. признать, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант лишь создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;
взаимодействовать клиенту и консультанту, основываясь на философии клиент-центрированной гперапии.
Основоположник этой терапии известный американский психотерапевт К.Роджерс выделяет т р J* основных принципа этого направления:
каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения-
Выделяются следующие направления социального консультирования: медико-социальное, психологО-педагогическое, социально- правовое, социально-управленческое И ДР- Правомерно выделить и социономическое направление консультирования, основная цель которого — оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Это позволяет клиенту расширить представления о себе, собственной ситуации, понять свои новые возможности.
В результате консультирования клиент должен принять на себя ответственность за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов и внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций.
Психолого-социальное консультирование должно строиться на следующих основных принципах:
добровольное участие клиента в консультировании;
безоценочное отношение к клиенту;
ориентация на нормы и ценности клиента;
запрет давать совет клиенту;
клиент должен быть включен в процесс консультирования;
разграничение личных и профессиональных отношений.
При консультировании происходит взаимодействие двух или нескольких человек, консультант передает консультируемому лицу специальные знания или соответствующую информацию, цель которых — помочь ему в решении его проблем.
Метод консультирования включает в себя исследование проблемы клиента, совместный с клиентом поиск позитивных путей ее решения, советы и рекомендации по ее разрешению. Консультации помогают клиенту оценить свои проблемы, из возможных вариантов решения выбрать наиболее оптимальный. Результатом консультирования должно стать изменение внутреннего мира клиента, переосмысление им своих жизненных ценностей.
Все проблемы клиентов можно разделить на две группы:
-разрешимые (для которых существует всего одно решение);
-неразрешимые (лежащие в сфере человеческих ценностей, отношений, для них есть несколько или огромное число решений. Эти проблемы имеют отношение больше к чувствам, чем к фактам. Например, женщина, подвергающаяся насилию со стороны мужа. Способов разрешения данной ситуации несколько: она может уйти от насильника, остаться с ним и терпеть унижения и побои, обратиться к специалистам кризисного центра и постараться изменить мужа и себя, собрать необходимые доказательства жестокого обращения и обратиться в суд или по месту его работы и т.п.).
У большинства людей есть «правильные», с их точки зрения, решения неразрешимых проблем, с которыми они согласны и следуют им в жизни. Именно с этой группой проблем социальному работнику приходится работать. В таких случаях консультирование часто заходит в тупик: консультант старается помочь, а клиент сопротивляется.
Консультирование состоит из следующих стадий: разблокирования, изменения, блокирования. На первой стадии подвергаются сомнению прежние нормы и ценности, разблокируются существующие установки, «освобождается место» для новых норм и ценностей.
Для того чтобы произошли изменения в сознании клиента, необходимы идентификация и интернализация I . Если клиент идентифицирует себя с человеком, имеющим желаемые установки, то у него может возникнуть желание измениться. Необходимо, чтобы пробы были удачными.
Под заблоккрованием понимается окончательное принятие и интеграция желаемых установок, новые нормы и ценности становятся постоянной частью личности и управляют ее деятельностью.
В социальной работе используется несколько типов консультирования:
общее консультирование клиентов специалистами социаль- ^ ной работы;
специальное консультирование клиентов специалистами социальных служб или учреждений по направлению социальных работников;
обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений;
договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.
При консультировании нужно помнить.
Это процесс взаимовлияния, где воздействие консультанта заключается не столько в его словах, сколько в его личности.
На консультанта налагается нравственная ответственность, т.е. необходимо быть таким человеком, чтобы можно было влиять на других.
Консультант должен развивать в себе способность к эмпатии. Он должен уметь расслабляться физически, умственно и духовно, с готовностью входить в душевный мир другого человека и изменяться в процессе консультирования.
Специфический вид консультативной деятельности — дистанционное консультирование, а его основная форма — телефонное консультирование. «Телефон доверия» относится к самостоятельным видам психологической помощи. «Телефоны доверия» разнятся типами отношений, складывающихся между собеседниками. Можно говорить об их трех типах.
Модель «Врач помогает пациенту». Телефонный консультант, как врач, берет на себя ответственность за жизнь (и здоровье) обратившегося (например, телефон в США — 911).
Модель «Специалист помогает клиенту». Помощь специалиста-психолога в решении проблемы, которую ставит перед ним позвонивший.
Модель «Человек помогает чел овеку». Общение двух людей, один из которых нуждается в помощи. Помощью служат как сами складывающиеся между ними отношения, так и действия телефонного консультанта по разрешению кризиса позвонившего.
У «телефона доверия» две основные цели: предупреждение кризисов и их купирование. Для достижения первой цели необходимо добиваться снижения уровня агрессивности в обществе (агрессии, направленной на других, и аутоагрессии), предотвращения самоубийств и ослабления психологического дискомфорта в семьях. По «телефону доверия» ведется психологическое консультирование, оказывается экстренная психологическая помощь, позвонивших адресуют к иным службам, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно.
Для купирования кризиса необходимо оказывать неотложную психологическую помощь в момент обращения по телефону, помочь абоненту пережить кризисную ситуацию и иные психотрав- мирующие конфликты; выявлять случаи насилия над детьми и т.д.
Принципы деятельности «телефона доверия»:
равенство и взаимоуважение;
раскованность и чистосердечность клиента в изложении ситуации или проблемы, так как с консультантом он никогда не встретится, отсюда и отсутствие страха;
доступность. Кризисная линия предполагает 24-часовой режим работы;
рабочие связи с другими службами города («скорая помощь», приемный покой травмопункта, больницы, ночной пункт профилактики венерических болезней при КВД, отделения милиции, центры помощи наркоманам, алкоголикам, лицам, пережившим сексуальное насилие, и т.д.).
К дистанционному консультированию относится также консультирование по переписке, или скриботерапия, когда нет телефонной связи в данном населенном пункте, телефона у клиента и в случаях нежелания клиента встречаться с глазу на глаз со специалистом.