Школа для детей инвалидов: льготы, обучение, питание.
Дети с инвалидностью нуждаются в государственной поддержке. Поэтому федеральное и региональное законодательство предусматривает ряд льгот для данной категории несовершеннолетних. Особое внимание следует обратить на обучение детей инвалидов в школе, какие права и обязанности для них устанавливаются.
Обучение детей-инвалидов: школа или дом.
В последние годы общественность все больше внимания стала уделять «особенным» детям, которые нуждаются в особых условиях обучения. Родители инвалидов имеют право выбирать форму обучения ребенка.
Он может посещать общеобразовательную школу, коррекционную организацию или находиться на домашнем обучении.
Это зависит от особенностей заболевания и индивидуальных характеристик ребенка.
Помощь к школе детям инвалидам оказывается в государственных консультационных центрах. Несовершеннолетние нуждаются в поддержке психолога и некоторых других специалистов.
Перед поступлением ребенка в образовательную организацию в 1 класс родителям рекомендуется пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию, где будет проведено комплексное обследование актуального уровня развития дошкольника.
По его результатам специалисты выдадут заключение с рекомендациями по дальнейшей форме обучения.
Независимо от выводов комиссии ребенок инвалид в общеобразовательной школе имеет право обучаться на общих основаниях.
Инклюзивное обучение предусматривает, что учащийся посещает обычный класс со здоровыми детьми.
При этом школа должна обеспечить сопровождение ребенка тьютором. Это педагогический работник, прошедший специальное обучение, который должен помогать школьнику на протяжении всего времени посещения ОО.
В законе «Об образовании» права ребенка-инвалида на обучение оговорены отдельно. В школах активно устанавливается оборудование для различных групп инвалидов.
Образовательная организация в обязательном порядке должна быть оборудована пандусом, на входе и в помещениях вешаются таблички для слабовидящих или слепых и др.
Несмотря на это, родители часто выбирают для детей домашнюю форму обучения. При этом учителя должны давать индивидуальные занятия на дому или с помощью дистанционных технологий в том же объеме, что положено по программе в этом классе.
Дополнительно со школьником должен заниматься психолог, социальный педагог, а при наличии рекомендаций и логопед.
Родители имеют право отдать ребенка-инвалида на обучение в коррекционную школу по профилю его заболевания.
Преимуществом этого выбора считается:
- наличие в образовательной организации специальных учебных пособий для «особых» детей (например, книги со шрифтом Брайля в школе для слабовидящих);
- занятия с узконаправленными специалистами, знающие особенности детей-инвалидов и применяющих индивидуальный поход;
- дополнительные кружки и секции, развивающие творческие способности школьников;
- медицинская помощь;
- обучение профессии, льготное поступление после окончания школы в СУЗ и др.
Но коррекционных школ не так много по различным профилям заболеваний. Поэтому обычно обучение в них предполагает круглосуточное пребывание.
Не каждый родитель соглашается на проживание ребенка вдали от дома, поэтому они выбирают для школьника инклюзивное обучение.
Льготы для детей-инвалидов.
Дети инвалиды льготы в школе имеют различные. Среди них отмечают:
- поступление в образовательную организацию;
- услуги тьютора, сопровождающего ребенка в течение учебного времени;
- бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями;
- выплаты родителям, компенсирующие затраты на школьную и спортивную форму (устанавливаются региональными властями).
На каждого ребенка-инвалида, даже если он учится в классе на общих основаниях, педагогические работники составляют отдельные программы по каждому предмету.
В них должны учитываться особенности ребенка, уровень его актуального развития. При написании контрольной по любому предмету в классе со всеми, учащемуся с инвалидностью не предоставляется никаких льгот.
Но прохождение выпускных экзаменов для учеников этой категории организовывается отдельно, а пункты сдачи должны быть оборудованы всем, что может понадобиться школьнику с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительные льготы.
Законодательством предусмотрено бесплатное питание в школе ребенка инвалида.
Его количество различается, в зависимости от способа обучения:
- для школьников в общеобразовательных заведениях – 2 раза;
- при обучении в группе продленного дня – 3 раза;
- при зачислении в коррекционную школу с круглосуточным пребыванием – 5 раз.
Для оформления бесплатного питания необходимо:
- подать соответствующее заявление в соцзащиту;
- к ходатайству приложить выписку о присвоении инвалидности и свидетельство о рождении;
- получить справку из УСЗН о том, что ребенок может претендовать на бесплатное питание в школе;
- отдать документ в образовательную организацию.
Родители детей-инвалидов, которые обучаются на дому, не могут получить бесплатное питание в школе. Поэтому они могут заменить его на компенсацию, выплачиваемую к социальной пенсии.
При оформлении бесплатного питания следует учитывать, что справка действует только в течение учебного года. В сентябре понадобится подавать заново документы.
Заключение
Ребенку-инвалиду предоставляются различные меры поддержки. Обучение в школе учеников с ограниченными возможностями регламентируется законом «Об образовании».
Образовательная организация должна составить на каждого «особого» ученика адаптированные программы, с учетом его психофизиологических особенностей.
При необходимости школа должна предоставить учащемуся с ограниченными возможностями тьютора, индивидуального сопровождающего. При желании родителей обучение в классе может быть заменено на домашнее, с использованием дистанционных технологий.
Инклюзия в школе: дети с овз в общеобразовательной школе.
Родителям детей-инвалидов важно, чтобы их малыш быстрее адаптировался в обществе и не имел проблем в общении со сверстниками. Ранее ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствовали обучению несовершеннолетних в общеобразовательных организациях. Школы не имели оборудования, укомплектованного штата компетентных специалистов и, чаще всего, программу приходилось осваивать на дому. Если ребенок и ходил в школу, то это был или специальный класс, или спецучреждение. С недавнего времени ситуация поменялась к лучшему и на федеральном уровне были разработаны документы, благодаря которым в России начало развиваться инклюзивное образование. В статье будет рассказано о том, что такое инклюзия в школе и каковы требования НПА к такой форме обучения.
Инклюзия в школе для детей с ОВЗ: правовые основы.
Процесс инклюзивного образования детей в Российской Федерации урегулирован на международном уровне Конвенцией ООН от 20.11.89 (ратифицирована 13.06.90) и программой ЮНЕСКО.
На федеральном уровне стоит отметить следующие основные НПА:
- Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ;
- приказ Минобрнауки РФ от 19.01.15 №1598 (ФГОС);
- Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ.
На региональном уровне принимаются акты, призванные обеспечить реализацию задач, поставленных на уровне РФ.
В частности, субъектами формируются порядки регламентации взаимоотношений образовательных организаций и обучающихся, их законных представителей, а также предоставления мер соцподдержки несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.
Статьей 79 ФЗ №273 установлено, что образование лиц с ОВЗ может организовываться как совместно со здоровыми детьми, так и отдельно.
В последнем случае на базе школы создаются спецклассы или дети обучаются в отдельном учреждении, оборудованном с учетом особенностей учеников.
Так, можно выделить три ситуации, при которых ребенок будет осваивать программу:
- несовершеннолетний с ОВЗ обучается совместно с детьми, которые не имеют серьезных проблем со здоровьем — инклюзия в общеобразовательной школе; возможностями здоровья обучается в школе, имеющей специальные классы – традиционный метод;
- ребенок ходит в учебное заведение, с адаптированной системой общего образования, изучая программу вместе с лицами, имеющими проблемы со здоровьем – традиционный метод.
Таким образом, законодательством закреплены различные способы обучения несовершеннолетних с ОВЗ, в том числе традиционными методами и инклюзией.
Условия инклюзии в школе.
Современная форма получения детьми знаний получила нормативную базу сравнительно недавно.
В частности, приказом Минобрнауки РФ от 19.01.15 №1598 утвержден ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательный стандарт для лиц с ОВЗ применяется к правовым отношениям с 1 сентября 2016 года.
Так, в 2019-2020 годах школы обязаны руководствоваться соответствующими требованиями при предоставлении мест для детей, имеющих проблемы со здоровьем.
Согласно документу все несовершеннолетние, независимо от места проживания и тяжести отклонений в развитии, наличия способностей к прохождению программы, вправе получить качественное образование. Последнее адаптируется под возможности ученика и его потребности.
Доступ ребенка с отклонениями в развитии к образовательному процессу обеспечивается благодаря положениям нового ФГОС.
Так, согласно документу организации, принимающие на обучение несовершеннолетних с ОВЗ должны обеспечивать специальные условия для освоения программы указанными лицами.
Для этого потребности (возможности) граждан, поступающих в классы, учитываются в индивидуальном порядке.
Образовательные программы, адаптированные под потребности рассматриваемых в настоящей статье детей, можно посмотреть в соответствующем реестре (http://fgosreestr.ru/).
Упомянутые рекомендации одобрены Минобрнауки РФ и признаны базой для разработки соответствующих положений образовательными организациями, осуществляющими обучение детей с ОВЗ. Как уже было отмечено, данные правила действуют при поступлении первоклашек в школу начиная с 01.09.16.
Помимо ФГОС на уровне Российской Федерации принят еще один важный документ, содержащий требования к школам, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья.
Речь идет о санитарно-эпидемиологических условиях.
Если организация принимает детей для освоения последними адаптированной общеобразовательной программы, то она должна руководствоваться положениями постановления от 10.07.15 №26 (СанПин 2.4.2.3286-15).
Стандарт обозначает период освоения адаптированной программы. В соответствии с действующими нормативами срок составляет от 4 до 6 лет.
Время, необходимое обучающемуся прямо зависит от состава группы и потребностей (возможностей) детей, включенных в нее.
Как родителю отдать своего ребенка в школу, реализующую инклюзивную практику?
По сути, порядок поступления на обучения в рамках общей образовательной программы не отличается для лиц, не имеющих проблем со здоровьем и детей, которые вынуждены проходить адаптированную программу.
Последние, однако, должны пройти процедуру психолого-медико-педагогического исследования.
Комиссия выдает заключение и ИПР (индивидуальная программа, содержащая реабилитационные мероприятия).
Указанные документы необходимо представить в школу, куда пойдет малыш. На основании актов организацией вырабатываются спецусловия для обучения ребенка.
Кроме того, выбор школы должен производиться с учетом наличия у нее специальной лицензии на осуществление практики в рамках инклюзивного образования, а также укомплектованности штата специалистами-педагогами.
Заключение.
Таким образом, инклюзивное образование подразумевает форму освоения программы ребенком-инвалидом в рамках посещения общеобразовательного учреждения.
Родители могут отдать малыша в обычную школу, при наличии у нее лицензии и компетентных специалистов. Учебное заведение в своей деятельности по инклюзивному образованию руководствуется федеральным законодательством, включая ФГОС, СанПиН.
Поступление в первый класс осуществляется на основании заявления, ИПР и психолого-медико-педагогического заключения.