Переселение из аварийного жилья

Пока не рухнет — Минстрой спускает на тормозах программу по расселению аварийного жилья

Замысел Минстроя понятен: средств на реализацию программы по расселению аварийного жилья нет. Однако, поскольку проект этот социально значимый, да ещё и находящийся на контроле у президента, надо найти выход, чтобы формально поручение было выполнено. Как заявляется, новый закон должен только улучшить ситуацию с расселением. Но на поверку оказывается, что за дымовой завесой красивых фраз скрывается банальный срыв программы.

Ключевым положением закона стало то, что федеральный центр фактически дистанцируется от решения проблемы аварийного и ветхого жилья, спуская её на региональный уровень.

«Мы объединили все положительные практики и эти опции прописали в федеральном законе, – презентовал своё детище глава Минстроя Владимир Якушев. – Субъект может потратить деньги на строительство маневренного фонда, на создание института льготной ипотеки или потратить средства на возмещение или на предоставление квартир. Субъект совместно с муниципалитетом принимает решение, какими опциями пользоваться».

Однако в Минстрое, похоже, намеренно закрывают глаза на то, что до настоящего времени решение проблемы с ветхим жильём буксовало исключительно потому, что в регионах не было на это денег.

«Около 70% или даже больше субъектов РФ – дотируемые, – констатирует лидер партии «СтопЖКХ» Сергей Креков. – Некоторые из них даже занимались тем, что перекидывали себе в бюджет деньги из Фонда капитального ремонта. Так что финансировать программу по расселению аварийного жилья просто непосильно для них».

Вместо жилья – копеечные компенсации

Своим новым законом Минстрой фактически наделил регионы максимально широким кругом полномочий по расселению аварийного жилья. Только вот для граждан подобные нововведения, похоже, обернутся боком.

Так, например, по предложению Минстроя в законе зафиксирована возможность выплатить собственникам аварийного жилья денежную компенсацию. То есть строительством новых квадратных метров отныне можно вообще не заморачиваться, а просто взять да и раздать всем деньги.

«С учётом дефицита средств вряд ли регионы захотят строить жильё, скорее всего они предпочтут дать компенсацию и снять ответственность с себя за дальнейшую судьбу людей, – отмечает депутат Госдумы Наталья Костенко. – Тем более что в регионах начала складываться негативная практика в этом смысле – широкий резонанс получило расселение граждан в Татарстане, где людям заплатили по 11 тыс. рублей за квадратный метр, но реальная стоимость жилья составляла 35 тысяч».

С принятием нового закона подобное вольное обращение с оценочной стоимостью станет не разовыми прецедентами, а обычной практикой, предупреждают эксперты. Ведь речь идёт об оценке аварийного и ветхого жилья, рыночная стоимость которого по факту не то что равна нулю, а скорее уже находится где-то в отрицательных значениях. Оценке мог бы подлежать земельный участок, на котором находится аварийный дом, однако приватизацию земли под жилыми домами наши чиновники по понятным причинам одобрять не спешат.

«В результате оценщики просто должны будут предположить, сколько бы могла стоить квартира в аварийном доме, если бы в ней можно было нормально жить. То есть в систему оценки будет изначально закладываться некая гипотеза. Это даже не бред, это уже какая-то шизофрения», – негодует Сергей Креков.

В довершение ко всему Минстрой предлагает гражданам, получившим копеечные компенсации за своё изношенное жилье, взять – внимание! – льготную ипотеку, дабы самим купить себе новую квартиру.

«В аварийных домах живут люди не потому, что им там нравится, а потому, что у них нет возможности улучшить свои жилищные условия и вряд ли им в принципе банки одобрят ипотеку», – отмечает Наталья Костенко.

Впрочем, в Минстрое, похоже, решили не заморачиваться на подобных мелочах: нет денег на покупку новой квартиры – живите в бараках и ждите, когда государство вам что-нибудь построит. Может быть, ещё через несколько десятилетий.

Расселение в никуда

Минстрой предлагает гражданам, получившим копеечные компенсации за своё изношенное жилье, взять – внимание! – льготную ипотеку, дабы самим купить себе новую квартиру

Кстати, как именно будет проходить расселение при строительстве нового жилья, даже если таковое состоится, тоже не очень понятно. Минстрой предлагает сначала выселить людей из аварийных домов в так называемый маневренный фонд, а оттуда – не позднее чем через два года – переселить их в новые квартиры.

Вот только о «богатстве» маневренного фонда говорить не приходится. Именно в те самые маневренные фонды должны переселять людей в случае, например, стихийных бедствий. И каждый раз при возникновении паводков, наводнений или ураганов оказывается, что жить людям негде.

«Дело в том, что ни в одном регионе маневренного фонда нет, – констатирует Сергей Креков. – Вот и получается, что гражданина ставят в ситуацию: вот тебе некая сумма денег, иди умри, где и как хочешь, а мы тебе ещё предложим льготно побывать в рабстве у банка. Это просто людоедство какое-то».

Кстати, средства на строительство отсутствующего ныне маневренного фонда Минстрой предложил регионам взять из тех же бюджетов, которые идут на расселение аварийного жилья. По факту это может означать, что маневренный фонд лишь формально будет являться таковым, а по сути станет наглядной иллюстрацией того, что нет в мире ничего более постоянного, чем временное.

«Я считаю, что Минстрой пошёл неправильным путём при формировании дополнительных механизмов расселения программы аварийного жилья. При обсуждении концепции законопроекта рассматривались разные варианты», – отмечает Наталья Костенко.

Впрочем, у самого Минстроя, похоже, вариантов не было. Программу требовалось похоронить во что бы то ни стало. Что и было сделано.

Решить проблему аварийного жилья власти пытаются уже давно. Не далее как в 2013 году Владимир Путин обещал, что в последующие несколько лет в стране будет ликвидирован весь аварийный фонд. Тогда на эти цели из федерального бюджета предлагалось выделить 126,6 млрд рублей.

По оценкам чиновников, в те годы доля аварийного фонда составляла около 0,5% многоквартирных домов. Впрочем, эта цифра изначально оказалась занижена – даже по официальным данным Росстата, доля аварийных домов в 2013 году составляла 0,7%. С тех пор количество непригодного для жизни жилья год от года только увеличивается.

Зато если вопрос со строительством нового жилья решить не удалось, то статистику власти победили успешно. С 2014 года Росстат больше не ведёт учёт аварийного жилья, а все данные предоставляются регионами и суммируются в Минстрое.

У подобных статистических махинаций есть важнейшая идеологическая подоплёка: теперь от каждого региона поступают лишь победные сообщения о том, сколько квадратных метров аварийного жилья им удалось ликвидировать. Только вот понять, сколько ещё развалившегося жилья осталось, невозможно.

По экспертным оценкам, ещё в 2013 году для расселения аварийного жилья требовалось порядка 5 трлн рублей. О выделении такой космической суммы в правительстве ни тогда, ни сейчас даже не думали. Нынешняя программа расселения является частью нацпроекта «Жильё и городская среда». Финансирование всего нацпроекта подразумевает выделение 1,066 трлн рублей, на аварийное жильё потратят только половину – 507,2 млрд рублей. Сколько же из них в реальности пойдёт на дело – отдельный вопрос. Так, по итогам 2019 года, согласно данным мониторинга Фонда содействия реформированию ЖКХ, нарушения в расходовании средств были выявлены в 24 регионах на общую сумму 217,6 млн рублей.

Интересно заметить, что, хотя нарушения выявляются буквально во всех регионах страны, о громких уголовных делах против региональных коррупционеров что-то не слышно. Разве что в Башкортостане в 2018 году под следствием оказались замглавы администрации Уфы и начальник городского управления капстроительства из-за махинаций с договорами с застройщиками. Также в 2017 году произошёл скандал в Чувашии: глава администрации Ибресинского района получил копеечный штраф 10 тыс. рублей за нарушение сроков переселения граждан из аварийного жилья.

Можно предположить, что в федеральном центре нарушения хотя и фиксируют, но предпочитают закрывать на них глаза, дабы программу по аварийному жилью окончательно спустить на тормозах.

Жителей трущоб хотят переселять в съемные квартиры

В Госдуме предлагают ускорить расселение граждан из ветхих домов

Жителей трущоб хотят переселять в съемные квартиры

По данным Росстата, около четырех процентов жилья в России изношено более чем на 65 процентов — это почти 100 миллионов квадратных метров. При этом объемы аварийного жилья, по оценкам экспертов, растут примерно на 2 миллиона квадратных метров в год. На круглом столе Комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан 3 июля обсудят возможные пути решения проблем с переселением граждан из аварийного фонда с участием депутатов, представителей Генпрокуратуры, Фонда развития территорий и Счетной палаты. Участники дискуссии подготовят рекомендации Правительству и всем заинтересованным ведомствам. В том числе туда могут войти предложения о переселении людей из авариек в съемное жилье.

Регионы просят больше денег

Аварийным считается жилье, состояние которого угрожает безопасности жильцов: например, дома с креном и те, что могут обрушиться. Сегодня около 800 тысяч человек проживают в домах, признанных аварийными в период с 2017 по 2022 год — площадь такого жилья составляет 14,4 миллиона квадратных метров. Программа переселения граждан из такого жилья стартовала в прошлом году. К ее реализации приступили семь регионов, которые уже расселили людей из жилья, признанного аварийным до 2017 года. В текущем году вступить в новую программу планируют 40 субъектов, ранее отмечали участники круглого стола в Совете Федерации, который прошел в феврале этого года.

Сегодня целый ряд регионов действительно успешно справляется с переселением граждан из ветхого жилья, но, к сожалению, в целом очередь еще остается большой, сказала «Парламентской газете» глава Комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская. «Аварийное жилье — это жилье, угрожающее жизни и здоровью граждан, а у нас из этого жилья люди годами не могут переселиться», — сказала депутат. По ее словам, нужно увеличить софинансирование регионов со стороны федерального бюджета для переселения людей из авариек. «Ситуация по субъектам разная, но подавляющее число у нас дотационных регионов, и они не могут доплачивать слишком большие средства», — обратила внимание законодатель.

Помимо этого, не все дома могут попасть в региональную программу расселения аварийного жилищного фонда, отмечает Хованская, например малоэтажные дома блокированной застройки. Решить проблему с переселением людей из трущоб поможет строительство жилья некоммерческого найма, считает она. «Безусловно, нужно строить больше наемного жилья. Для переселения гражданам можно предлагать не только договоры социального найма, но и некоммерческого найма. Это должно быть жилье из Жилищного фонда, в будущем к этому должны подключиться и некоммерческие организации, и предприятия, которые заинтересованы в решении этих вопросов», — сказала политик. Эти и другие предложения, по ее словам, могут войти в рекомендации Правительству и другим заинтересованным ведомствам по итогам круглого стола.

Нужны разные подходы

С тем, что при переселении граждан из аварийного жилья им нужно предоставлять наемное жилье, согласна и зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

Исходя из норм Жилищного кодекса, собственникам квартир при переселении выдадут денежную компенсацию и возмещение расходов на переезд. Равнозначное жилье им предоставят, только если их дом включен в региональную программу переселения. А нанимателям по соцнайму в любом случае обязаны предоставить новое жилье такой же площади в пределах этого же населенного пункта.

Однако выкупная стоимость, которую люди получают за свое жилье, зачастую не позволяет приобрести новую квартиру, полагает Разворотнева. «Если у человека есть какое-то другое жилье и он нормально зарабатывает, то в этом ничего страшного нет — он использует эти деньги как залог и возьмет ипотеку. А вот для тех, кому не на что покупать, им куда идти, на улицу?» — задалась вопросом политик. Поэтому необходимо переходить на предоставление жилья по найму, считает она. Также, по ее мнению, стоит рассмотреть вопрос о том, чтобы людям с низкими доходами предоставляли новое жилье в обязательном порядке, а всем остальным — выкупную стоимость.

В Минстрое ранее сообщали о подготовке инициативы о переселении жителей аварийных домов в арендные квартиры, которые можно снимать за символическую плату с правом выкупа. В министерстве поясняли, что переселение в такие квартиры должно стать опцией по выбору граждан, писали «Известия» в декабре прошлого года. Такую программу должны разработать в соответствии с планом реализации Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Организацией строительства и управлением наемным жилищными фондом должны заниматься специальные региональные операторы. Однако пока реального воплощения эта инициатива не нашла, отметила Разворотнева.

Депутат согласна и с тем, что софинансирование регионов для переселения граждан из авариек надо увеличивать. «Многие из них не могут доплачивать более 50 процентов вместо прежних 40, как это предполагает новая программа», — указала она. Сейчас, по ее словам, звучат предложения о включении бизнеса в переселение граждан в рамках комплексного развития территории. «Предлагают проекты, которые дают «пятно застройки» для бизнеса, — аварийное жилье независимо от года признания таковым сносится и строится новое жилье. Часть его реализуется на рынке, часть отдается очередникам. Но пока такие программы, к сожалению, не очень хорошо двигаются», — рассказала Разворотнева. Конечно, многие дома могли бы дольше оставаться в пригодном состоянии, если бы в их содержание вкладывали больше средств, уверена она. Но при этом у собственников жилья должно быть больше рычагов контроля за работой управляющих компаний — сейчас их недостаточно, заключила депутат.

Читайте также:

2003

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий