Отчет опекуна
Исходя из содержания положений статьи 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48 «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ), основными задачами органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Согласно статье 17 Федерального закона № 48-ФЗ опекуны не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 48-ФЗ предусмотрено ежегодное предоставление ежегодных отчетов опекунов (попечителей) за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных (далее– отчет).
Может ли отчет опекуна быть представлен в произвольной форме?
Форма отчета утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Раздел 8 отчета содержит сведения о расходах, произведенных опекуном (попечителем) за счет средств подопечного. В данный раздел включаются только расходы, связанные с:
оплатой лечения несовершеннолетнего подопечного в медицинских организациях;
приобретением товаров длительного пользования, стоимость которых превышает установленный в соответствии с законом двукратный размер величины прожиточного минимума на душу населения;
— ремонтом жилого помещения несовершеннолетнего подопечного.
При этом, перечень расходов является исчерпывающим.
Какие документы должны быть представлены к отчету?
К отчету прилагаются документы: копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы, подтверждающие произведенные расходы.
Предоставление документов, подтверждающих расходы за счет средств подопечного на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды, действующей формой отчета не предусмотрено.
Чеки и другие платежные документы могут быть запрошены у опекунов органами опеки и попечительства только на товары и услуги, подтверждающие проведение лечения подопечного, на приобретенные товары длительного пользования, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на расходы по проведению ремонта жилых помещений.
В остальных случаях опекуном может предоставляться расписка в свободной форме о произведенных расходах за счет средств подопечного. В случае, если опекуны (попечители) при сдаче отчета прикладывают чеки о расходовании денежных средств на личные нужды подопечных, в целях осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств и защиты имущественных прав несовершеннолетних, Управлением данные документы также приобщаются к личному делу.
Требований к опекунам (попечителям) об обязательности приложения чеков и платежных документов на приобретение канцелярских товаров, одежды и обуви, продуктов питания, предметов первой необходимости, а также на реализацию мелких бытовых нужд могут быть предъявлено органом опеки и попечительства, только в тех случаях, когда данные расходы значительно превышают существующие нормы и стандарты, ориентированные на потребности соответствующего подопечного и состояние его здоровья.
Вправе ли орган опеки и попечительства требовать объяснений от опекуна по вопросам расходования денежных средств подопечных?
Учитывая, что законодатель обязывает орган опеки и попечительства осуществлять контроль за расходованием опекуном (попечителем) имущества подопечного и в случае необходимости принимать меры о возмещении убытков, причиненных подопечному, орган опеки и попечительства правомочен запрашивать у законных представителей письменные объяснения о расходовании денежных средств подопечного на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды, подтверждение которых не требуется платежными документами.
Указанные положения также подтверждаются практикой судебных инстанций Свердловской области, которые признают отчет единственным финансовым документом, подтверждающим расходование денежных средств подопечного. В частности, Свердловским областным судом указывалось, что отчет декларируется самостоятельно опекуном (попечителем), который несет полную ответственность за достоверность представленных документов, в том числе товарных, кассовых чеков. Данный отчет является доказательством того, что опекуном (попечителем) приобретались за счет денежных средств ребенка, находящегося под опекой, товары и услуги исключительно в интересах подопечного, в достаточном объеме и надлежащего качества.
Иное может привести к неосновательному обогащению за счет денежных средств подопечного и причинению ему вследствие этого имущественного ущерба.
Что относится к предметам первой необходимости и мелким бытовым нуждам?
Отсутствие законодательно закрепленного понятия «предметы первой необходимости» приводит к использованию субъективных критериев оценки при утверждении отчетов опекунов (попечителей).
Также существенно осложняет выполнение органом опеки и попечительства контрольных полномочий в части соблюдения имущественных прав подопечных отсутствие законодательно установленных нормативов потребления продуктов питания или размера расходов, которые в соответствии с возрастом несовершеннолетнего и его потребностями могут быть израсходованы на питание ребенка, находящегося на воспитании в семье.
Исходя из указанного, при анализе расходов, произведенных за счет средств подопечного на его питание, предметы первой необходимости, мелкие бытовые нужды, во избежание случаев нецелевого расходования указанных средств, органы опеки и попечительства в отдельных случаях руководствуются сведениями, предоставленными органами местного самоуправления о стоимости продуктов питания, входящих в «потребительскую корзину» в данном муниципальном образовании для категории «дети» на отчетную дату, а также требованиями, установленными санитарными правилами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.
Следует ли отчитываться за денежные средства, зачисленные на номинальный счет?
Также необходимо отметить, что расходование опекуном или попечителем сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, зачисляемых на номинальный счет, не исключает необходимости осуществления органом опеки и попечительства контроля за распоряжением законным представителем доходами подопечного. Контроль осуществляется при проверке ежегодных отчетов, а также при проведении плановых (внеплановых) проверок условий жизни несовершеннолетнего подопечного.
Разъяснения по вопросам представления ежегодных отчетов опекунов (попечителей) за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных
Разъяснения по вопросам представления ежегодных отчетов опекунов (попечителей) за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных
Исходя из содержания положений статьи 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48 «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ), основными задачами органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Согласно статье 17 Федерального закона № 48-ФЗ опекуны не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 48-ФЗ предусмотрено ежегодное предоставление ежегодных отчетов опекунов (попечителей) за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных (далее – отчет).
Может ли отчет опекуна быть представлен в произвольной форме?
Форма отчета утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Раздел 8 отчета содержит сведения о расходах, произведенных за счет имущества несовершеннолетнего подопечного. В данный раздел включаются только расходы, связанные с:
• оплатой лечения несовершеннолетнего подопечного в медицинских организациях;
• приобретением товаров длительного пользования, стоимость которых превышает установленный в соответствии с законом двукратный размер величины прожиточного минимума на душу населения;
• — ремонтом жилого помещения несовершеннолетнего подопечного.
При этом перечень расходов является исчерпывающим.
Какие документы должны быть представлены к отчету?
К отчету прилагаются документы: копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы, подтверждающие произведенные расходы.
Предоставление документов, подтверждающих расходы за счет средств подопечного на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды, действующей формой отчета не предусмотрено.
Чеки и другие платежные документы могут быть запрошены у опекунов органами опеки и попечительства только на товары и услуги, подтверждающие проведение лечения подопечного, на приобретенные товары длительного пользования, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на расходы по проведению ремонта жилых помещений.
В остальных случаях опекуном может предоставляться расписка в свободной форме о произведенных расходах за счет средств подопечного. В случае если опекуны (попечители) при сдаче отчета прикладывают чеки о расходовании денежных средств на личные нужды подопечных, в целях осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств и защиты, имущественных прав несовершеннолетних, Управлением данные документы также приобщаются к личному делу.
Требований к опекунам (попечителям) об обязательности приложения чеков и платежных документов на приобретение канцелярских товаров, одежды и обуви, продуктов питания, предметов первой необходимости, а также на реализацию мелких бытовых нужд могут быть предъявлено органом опеки и попечительства, только в тех случаях, когда данные расходы значительно превышают существующие нормы и стандарты, ориентированные на потребности соответствующего подопечного и состояние его здоровья.
Вправе ли орган опеки и попечительства требовать объяснений от опекуна по вопросам расходования денежных средств подопечных?
Учитывая, что законодатель обязывает орган опеки и попечительства осуществлять контроль за расходованием опекуном (попечителем) имущества подопечного и в случае необходимости принимать меры о возмещении убытков, причиненных подопечному, орган опеки и попечительства правомочен запрашивать у законных представителей письменные объяснения о расходовании денежных средств подопечного на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды, подтверждение которых не требуется платежными документами.
Данный отчет является доказательством того, что опекуном (попечителем) приобретались за счет денежных средств ребенка, находящегося под опекой, товары и услуги исключительно в интересах подопечного, в достаточном объеме и надлежащего качества.
Иное может привести к неосновательному обогащению за счет денежных средств подопечного и причинению ему вследствие этого имущественного ущерба.
Следует ли отчитываться за денежные средства, зачисленные на номинальный счет?
Также необходимо отметить, что расходование опекуном или попечителем сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, зачисляемых на номинальный счет, не исключает необходимости осуществления органом опеки и попечительства контроля за распоряжением законным представителем доходами подопечного. Контроль осуществляется при проверке ежегодных отчетов, а также при проведении плановых (внеплановых) проверок условий жизни несовершеннолетнего подопечного.