Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2014, № 23, ст. 2930; 2015, № 18, ст. 2625; 2016, № 27, ст. 4160, 4238; 2018, № 32, ст. 5110; 2019, № 30, ст. 4134; № 49, ст. 6962) следующие изменения:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;»;
б) пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;»;
в) пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;»;
2) статью 12 дополнить частью 91 следующего содержания:
«91. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.»;
3) дополнить статьей 121 следующего содержания:
«Статья 121. Общие требования к организации воспитания обучающихся
1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 91 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).»;
4) часть 3 статьи 30 после слов «образовательной организации,» дополнить словами «включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы,».
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.
2. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).
12 решений для нового образования
ВШЭ и ЦСР предложили меры для максимального вклада системы образования в технологическое развитие, рост качества жизни в нашей стране. Данные меры способны повысить темпы роста ВВП на 4%.
Если российское образование не получит новый импульс к развитию, нас ждёт глубокое технологическое и научное отставание от всего цивилизованного мира. Расслоение населения по уровню качества образования станет огромным. К 2050 году человеческий капитал нашей страны сократится на 25%. Страна настолько отстанет от требований времени, что под вопросом окажется её технологическая самостоятельность.
Экспертный доклад «12 решений для нового образования» представляет общественному вниманию план действий, который включает описание проблемы, возможные пути решения и расчет стоимости для предлагаемых мер. Ниже — краткое описание проектов. Более подробное описание каждого проекта можно увидеть по ссылке.
Прочесть доклад целиком можно здесь.
Что же предлагают эксперты и каким они видят будущее?
Поддержка раннего развития
По оценкам психологов, проблемы в школьном возрасте более чем на 50% связаны с трудностями в раннем развитии детей.
Что требуется сделать?
Создать службы помощи раннего развития для детей от 0 до 3 лет, а для детей с ограниченными возможностями здоровья — от 0 до 6 лет. Психологи, социальные педагоги и другие специалисты по детскому развитию будут бесплатно консультировать семьи, что поможет существенно сократить риски негативных отклонений в развитии детей, положительно повлияет на учебные результаты и личные достижения.
Результат
К 2024 году число первоклассников, которые успешно осваивают школьную программу, увеличится на 20%, а к 2030 году — в два раза.
Школа цифрового века
Цифровые технологии помогают подобрать траекторию обучения для каждого ученика, повысить объективность в оценивании и радикально снизить нагрузку на учителя.
Что требуется сделать?
- Перейти к массовому использованию современных цифровых учебно-методических комплексов. Для школьников эти комплексы составят индивидуальные программы, подоберут оптимальные для каждого методики и форматы изучения материала. Педагогам помогут заполнить отчеты и журналы,«проверить тетрадки», то есть освободят его время для творческого подхода.
- Внедрить в учебный процесс игры и симуляторы. Это вовлечет детей, сделает обучение наглядным и поможет развивать навыки XXI века: работать в команде, мыслить критически и творчески.
- Развить систему дистанционного и смешанного обучения — когда изучаешь материалы где и как удобно, а на семинары и экзамены приходишь в класс. Так дети изучают предметы, недоступные в школе. Дистанционное обучение помогает освоить материал быстрее.
Результат
Вложение всего 2 тысяч рублей в год в пересчете на каждого школьника страны позволит перейти к современной цифровой школе.
Материальная инфраструктура школы
Невозможно учиться в соответствии с современными требованиями, если школы недостаточно оснащены. Не хватает и самих образовательных учреждений: 15% школьников учатся во вторую и третью смену, 300 тысяч детей 2—3 лет не получают мест в яслях и, следовательно, возникают риски для их развития.
Что требуется сделать?
- Подключить все школы к интернету со скоростью 100 Мбит/с в 2020 году и 1 Гбит/с — к 2023-му. Дома с таким интернетом можно смотреть видео в HD-качестве. В школах это поможет сформировать цифровую среду.
- Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.
- Ежегодно создавать 70 тысяч мест для детей ясельного возраста.
- Построить две тысячи школьных зданий: это решит проблемы второй и третьей смены. Отремонтировать пять тысяч школ, которые непригодны для обучения.
- Модернизировать инфраструктуру в селах: создать культурно-образовательно-спортивные организации, заменить или отремонтировать 12,5 тысяч школьных автобусов.
Результат:
Во всех образовательных учреждениях будут созданы индивидуальные решения для комфортного, безопасного и успешного обучения детей.
Возможности для каждого
В России много «отстающих» детей, потому что у школы и родителей нет достаточных возможностей им помочь.
Что требуется сделать?
- Для всех дошкольников сделать доступными программы подготовки к обучению – для чего каждому ребенку в возрасте 6-7 лет предлагается образовательный сертификат, полученные по нему деньги родители смогут потратить на оплату курсов по подготовке к школе.
- Обеспечить адресную поддержку детей из малообеспеченных семей, включая бесплатные дополнительные занятия по предметам школьной программы и другое дополнительное образование, участие в летних школах и в сменах ведущих детских центров.
- В школах сельских и городских районов с высокой концентрацией семей с низким социально-экономическим статусом ввести дополнительные ставки логопедов и дефектологов, психологов, тьюторов.
- Для студентов с материальными возможностями ниже прожиточного минимума ввести социальные стипендии не ниже 80% от регионального прожиточного минимума.
Результат
Равенство образовательных возможностей позволит достичь личного и профессионального успеха многим из тех, кому в нынешней ситуации это не удается.
Новое технологическое образование
В большинстве школ предмет «Технология» преподают так же, как несколько десятилетий назад. Колледжи не располагают необходимым оборудованием. Систему образования необходимо привести в соответствие реальному рынку труда.
Что требуется сделать?
- Радикально обновить систему технологического образования в школах и колледжах. Оборудовать их современными мастерскими, построить систему детских технопарков по типу «Кванториума». Использовать для обучения школьников ресурсы вузов и колледжей с помощью сетевых форм обучения.
- Разработать и ввести в широкую практику цифровые комплексы-симуляторы и тренажеры, которые помогут школьникам освоить умения по приоритетным квалификациям.
- Треть программ в колледжах перевести в престижные программы прикладного бакалавриата, а еще треть – в короткие программы (от 1 месяца) получения профессиональных квалификаций в центрах опережающей подготовки.
Результат
Повышение числа школьников с высокими результатами в области технологической, компьютерной и информационной грамотности до 40%. Рост «стоимости» выпускников программ прикладного бакалавриата на рынке труда.
Развитие и поддержка талантов
Российская система поддержки талантов охватывает 7% детей и профессии, которые занимают 4% рынка труда. Это академические науки школьного цикла, искусство и спорт. Технологии, творчество, предпринимательство, социальные и внешкольные науки выпадают.
Что требуется сделать?
- Обеспечить каждому ученику возможность освоить любой предмет на углубленном уровне, в том числе онлайн — с поддержкой профильных вузов и дистанционных программ. Построить систему профессионального самоопределения и профильного обучения в 10-11 классах.
- Создать 40 межрегиональных центров по модели сочинского «Сириуса» для обучения 192 тысяч школьников ежегодно.
- Субсидировать половину стоимости обучения для студентов, которые сами оплачивают обучение или живут отдельно от семьи. Для этого нужно сдать ЕГЭ на 80 баллов и выше или победить в профильной олимпиаде.
Результат
Программы профильного образования охватят 90% школьников. В два раза вырастет число получающих целевую поддержку в развитии таланта, примерно во столько же снизятся потери от «утечки мозгов».
Система непрерывного образования
В России 17–20% взрослых участвует в образовании. Это в 2–3 раза ниже, чем в европейских странах, что негативно сказывается не только на производительности труда, но и на материальном положении людей, и на их социальном самочувствии.
Что требуется сделать?
- Создать программы переподготовки и повышения квалификации для взрослых. Для этого использовать модели заочного обучения и массовые открытые онлайн-курсы университетов, а после программы — помогать устроиться на работу. Оплачивать обучение и независимый экзамен работающие специалисты могли бы совместно с государством, а обучение безработных должно проводиться полностью за счет государства.
- Сформировать не менее 200 центров образования взрослых на базе колледжей, вузов, корпоративных университетов. Заочное обучение конвертировать в современные сетевые формы с использованием цифровых технологий.
- Организовать единую национальную электронную платформу — навигатор образовательных программ и сервисов трудоустройства, в том числе для пенсионеров.
Результат
Ежегодный охват программами образования взрослых увеличится до 40% за 5 лет.
Вузы как центры инноваций
Мировой опыт показывает, что именно университеты становятся опорой технологического и инновационного развития регионов и государств.
Что требуется сделать?
- Построить систему для развития предпринимательских компетенций у студентов, для чего не менее трети образовательных программ высшего образования в вузах составить на основе онлайн-курсов ведущих университетов.
- Передать вузам региональную инфраструктуру поддержки инноваций: бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновационные парки, технопарки.
- Поддержать на основании конкурсного отбора 100 университетов для развития экономики регионов и 25 университетов — для развития отраслей.
- 200 грантов на конкурсной основе вузам-участникам программы кооперации предприятий с опорными университетами. Не менее 10 грантов ежегодно для обеспечения долгосрочной (от 7 лет) кооперации образовательных и научных организаций в интересах задач социально-экономического развития территорий и отраслей.
Результат
Не менее 10% выпускников вузов станут инновационными предпринимателями или участниками инновационных проектов, реализуемых в регионах РФ.
Развитие фундаментальной науки
Россия представлена сегодня собственными разработками всего в 5% глобальных научных и технологических областей передовых исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Наши ученые по-прежнему недостаточно вовлечены в мировые сети знаний и технологий.
Что требуется сделать?
- Расширить программы международной конкурентоспособности — на базе 40 вузов развернуть экспериментальные площадки для крупных международных проектов уровня «Мегасайенс». И не менее 50 центров превосходства — международных исследовательских центров в разных отраслях науки с привлечением не менее 10 тыс. зарубежных исследователей̆.
- Развить финансирование долгосрочных (от 5 до 10 лет) программ фундаментальных и поисковых исследований ведущих исследовательских университетов и научных центров.
- Создать академические университеты на основе партнерств исследовательских университетов и институтов РАН . Благодаря такому партнерству студенты смогут массово реализовывать конкретные научные проекты на базе Академии наук.
- Рекрутировать перспективных российских и зарубежных ученых. Софинансирование государством 50% заработной платы специалистов, имеющих значимые научные результаты. Гранты для аспирантов на уровне средней заработной платы по региону. Увеличить продолжительности аспирантуры до 4-5 лет.
Результат
Двукратное увеличение объемов НИОКР, присутствие в ТОП-200 глобальных предметных рейтингов: не менее 20 вузов к 2024 году, 40 вузов — к 2035 году.
Экспорт образования
Имея формально мощную систему экспорта профессионального образования, Россия не получает адекватного дохода. Например, Австралия, принимая столько же студентов, сколько Россия, зарабатывает в 18 раз больше.
Что требуется сделать?
- Наладить современную инфраструктуру для обучения иностранных студентов. Построить новые и модернизировать действующие кампусы, построить общежития. В ведущих вузах увеличить число преподавателей со знанием английского языка до 90%. Облегчить миграционные процедуры.
- В российские вузы и колледжи привлекать платежеспособных иностранных студентов с высоким потенциалом, особенно на магистерские и аспирантские программы в приоритетных технологических областях. Для этого вести специальные гранты для талантливых иностранных студентов.
Результат
К 2024 году будет обеспечен рост доходов от образовательных услуг в совокупном экспорте России до 1%.
Содержание школьного образования
Проект предлагает обновить стандарты образования: развивать навыки XXI века и новую грамотность, распространять современные воспитательные практики.
Что требуется сделать?
Обновить стандарты образования, куда, в частности, необходимо включить задачу развития метапредметных навыков — умение получать, обрабатывать и применять знания, мотивировать себя и критически оценивать информацию.
Результат
К 2024 году российских школьников будут овладевать навыками XXI века на уровне сверстников в развитых западных странах, 90% выпускников смогут успешно сдать национальный тест по основам финансовой, цифровой и правовой грамотности.
Кадры для развития образования
Развитие системы образования невозможно без опоры на подготовленные и мотивированные кадры. Современные педагоги должны уметь работать с цифровыми технологиями, учитывать особенности своих учеников и студентов.
Что требуется сделать?
- Переподготовить управленческие команды всех образовательных организаций на всех уровнях образования. Стимулировать освоение новых методик и технологии через сертифицирование педагогов, гарантирующее повышение заработной платы.
- Подготовить программы педагогического образования с акцентом на практику, а также постдипломное сопровождение молодых педагогов. Эти меры будут способствовать не только росту образовательных результатов, но и улучшению социального самочувствия и повышению социального статуса учителя.
Результат
К 2024 году профессия педагога войдет в пятерку наиболее привлекательных, заработок учителя составит не менее 125% от средней заработной платы по региону.