Изменились правила назначения пособия с 3 до 7 лет в 2022 году
1 февраля 2022 года было опубликовано постановление Правительства об изменении правил назначения и выплаты пособий на детей от 3 до 7 лет. На этот раз поправки касаются порядка выплаты, а также перечня доходов и имущества, которые учитываются органами соцзащиты населения при оценке нуждаемости семьи. Кроме того, новым постановлением были внесены изменения в правило «нулевого дохода» и в перечень причин для отказа в предоставлении господдержки. О том, каких изменений ждать получателям указанных выплат в 2022 году, рассказываем в статье.
Предполагается, что изменения, внесенные в правила выплаты от 3 до 7 лет, смягчат условия ее получения, поэтому воспользоваться поддержкой от государства сможет еще больше семей. Часть указанных ниже изменений уже вступили в силу с 1 февраля, а некоторых из них заработают только с 1 апреля 2022 года.
Изменения в назначении пособия с 3 до 7 лет в 2022 году
Поправки в правила предоставления целого перечня ежемесячных выплат (на детей от 3 до 7 лет, от 8 до 17 лет и беременным при ранней постановке на учет) были внесены Постановлением № 68 от 28.01.2022.
Документом уточняются следующие условия назначения выплат:
- С 1 января каждого года будет проходить автоматический перерасчет размера выплат исходя из изменения величины детского прожиточного минимума (ПМ) в регионе. Никаких заявлений для повышения пособий родителям подавать не нужно.
Напоминаем, размер ежемесячных выплат на детей от 3 до 7 лет зависит от доходов семьи и составляет 50%, 75% или 100% регионального ПМ на ребенка, установленного на текущий год. Узнать конкретную сумму для своего региона на 2022 год можно в таблице.
Эти изменения уже вступили в силу с 01.02.2022. Также обновлены типовые формы заявлений о назначении выплаты с 3 до 7 лет и об изменении способа доставки.
Какое имущество не будет учитываться при назначении пособия
Главное нововведение прошлого года — теперь при определении права на пособия от 3 до 7 лет считаются не только доходы, но и имущество, которым владеет семья. Учитываются машины, квартиры, земельные участки, а также проценты по вкладам. С полным перечнем имущества, которым могут владеть семьи, претендующие на получение материальной поддержки, можно ознакомиться по ссылке.
С 01.02.2022 при определении имущественной обеспеченности семьи соцзащита не будет учитывать:
- помещения, земельные участки и транспорт, которые были получены в рамках соцподдержки или приобретены полностью на деньги от государства;
- жилье под арестом;
С 1 апреля 2022 года к этому перечню добавляются транспортные средства, лодки, мотоциклы или другая техника, которая находятся в розыске или под арестом (при этом заявитель должен подтвердить эти обстоятельства соответствующими документами).
Какие доходы не будут учитываться при расчете пособия
В перечне доходов, которые не влияют на оценку нуждаемости, тоже есть изменения. Вот какие поступления в семейный бюджет начиная с 1 февраля 2022 года больше не считаются при назначение пособий:
- возвращенный налог на доходы физических лиц, который был выплачен через работодателя или по итогам налогового периода (вычет по НДФЛ);
- пособие на погребение, установленное ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996;
- деньги, полученные в рамках соцподдержки на приобретение недвижимости, мото- или автотранспортного средства;
- целевые гранты или субсидии для бизнеса;
- средства федерального маткапитала, которые были направлены на покупку средств реабилитации или для строительства или реконструкции жилья.
Периоды, за которые считаются доходы семьи при назначении и переоформлении выплат в 2022 году, зависят от месяца обращения за материальной поддержкой. В расчет попадают 12 месяцев, которые прошли 4 месяца назад до месяца обращения за пособием. Определить конкретный период можно с помощью представленной ниже таблицы.
С 1 апреля 2022 года перечень доходов, которые учитываются при расчете пособия, будут считаться выигрыши в лотереях, тотализаторах и т.д. Данные о таких денежных поступлениях в бюджет семьи предоставит налоговая служба. Нужно уточнить, что сам факт выигрыша не будет являться основанием для отказа в предоставлении пособия. Эти деньги, также как и заработок, будут считать в доходы при оценке нуждаемости.
Изменения в правило нулевого дохода
В 2021 году законодателем в правила назначения выплат от 3 до 7 лет также было введено так называемое «правило нулевого дохода». Суть его в том, что поддержку от государства теперь получают только те семьи, где у взрослых есть доход (от предпринимательской, трудовой, творческой деятельности) или есть уважительная причина его отсутствия.
Важные уточнения, которые вступили в силу с 1 февраля 2022 года:
- продолжительное лечение (дольше 3 месяцев) может считаться уважительной причиной для отсутствия заработка в расчетный период, только если оно длилось непрерывно;
- наличие статуса многодетной семьи считается уважительной причиной для отсутствия доходов только для одного члена семьи.
С 1 апреля 2022 году к числу независящих от заявителя причин отсутствия доходов за расчетный период будет добавлена беременность. В связи с этим соцзащита не сможет принять решение об отказе в предоставлении выплат по причине нулевого дохода, если:
- женщина-заявитель (или кто-то из членов ее семьи) была беременна в течение 6 или более месяцев расчетного периода;
- заявительница обратилась за назначением пособия на 12-й неделе беременности или позже.
Расширен перечень оснований для отказа в назначении выплат
Список причин, по которым семье могут отказать в предоставлении пособия на детей от 3 до 7 лет, добавились еще два основания:
- получатель пособия был направлен на принудительное лечение по решению суда;
- расторжение брака, если по решению суда место жительства ребенка определено с другим родителем.
Все перечисленные изменения внесены в постановление Правительства РФ № 384. Если ранее родителям по каким-то причинам отказали в выплатах на детей от 3 до 7 лет, они могут подать повторное заявление. Все обращения будут рассматриваться с учетом обновленных правил.
Когда вступит закон о пособиях детям с 3 до 7 лет
от 31 марта 2020 года N 384
(с изменениями на 28 апреля 2022 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2023 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2022 года N 2522
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2020 года N 604 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2020, N 0001202004300004) (действует до 31 декабря 2020 г. включительно);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 1855 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.11.2020, N 0001202011200032);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2022 года N 197 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.02.2022, N 0001202202180014) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2022 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2022 года N 769 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.04.2022, N 0001202204290068).
Правительство Российской Федерации
1. Утвердить прилагаемые:
2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2020 года N 384
Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно
(с изменениями на 28 апреля 2022 года)
1. Настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее — ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
2. Ежемесячная выплата осуществляется в размере:
50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее — величина прожиточного минимума для детей), — если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее — величина прожиточного минимума на душу населения);
75 процентов величины прожиточного минимума для детей — если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения;
100 процентов величины прожиточного минимума для детей — если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
Действие пункта 2 настоящих основных требований (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 489) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года — см. абзац третий пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 489.
обращение граждан за перерасчетом ежемесячной выплаты осуществляется начиная с 1 апреля 2021 г., но не позднее 31 декабря 2021 г., посредством подачи заявления, форма которого предусмотрена пунктом 10 настоящих основных требований;
перерасчет размера ежемесячной выплаты производится с 1 января 2021 г., но не ранее чем со дня достижения ребенком возраста 3 лет. При этом ежемесячная выплата в соответствующем размере устанавливается на 12 месяцев с даты обращения за такой выплатой, но не более чем до дня достижения ребенком возраста 8 лет.
2_2. В случае если гражданину отказано в перерасчете ежемесячной выплаты, предусмотренном пунктом 2_1 настоящих основных требований, ежемесячная выплата продолжает осуществляться в ранее установленном размере до истечения 12-месячного срока, на который она была назначена.
2_3. Размер ежемесячной выплаты подлежит перерасчету в беззаявительном порядке с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением такой выплаты, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей.
Действие пункта 2_3 настоящих основных требований (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 489) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года — см. абзац четвертый пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 489.
3. Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации.
4. Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации.
5. Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет.
6. Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г.
Начиная с 2021 года ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.
7. В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка.
8. Ежемесячная выплата устанавливается на 12 месяцев. Назначение ежемесячной выплаты в очередном году осуществляется по истечении 12 месяцев со дня предыдущего обращения.
9. Заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее — заявление) подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (далее — уполномоченный орган):
а) лично по месту жительства (пребывания). В случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) заявление может быть подано по месту фактического проживания, в случае если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал), а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
г) посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
10. Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
11. Подача заявления посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность заявителя установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи.
12. Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее — сведения), запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
13. Одновременно с заявлением заявителем представляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации документы (сведения):
а) о рождении ребенка — при регистрации акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства;
б) о смерти члена семьи — при регистрации акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства;
в) о заключении (расторжении) брака — при регистрации акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства;
г) о наличии в собственности у заявителя и членов его семьи жилого помещения (его части), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также жилого помещения (его части), признанного в установленном порядке непригодным для проживания;
д) о факте обучения заявителя или членов его семьи младше 23 лет в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения;
е) о факте неполучения стипендии в случае обучения заявителя или членов его семьи младше 23 лет в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения;
ж) о факте прохождения заявителем или членами его семьи непрерывного лечения длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно они не могли осуществлять трудовую деятельность;
з) о нахождении заявителя или членов его семьи на полном государственном обеспечении;
и) о прохождении заявителем или членами его семьи военной службы по призыву, а также о статусе военнослужащего, обучающегося в военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования и не заключившего контракт о прохождении военной службы;
к) о прохождении заявителем или членами его семьи военной службы по призыву;
л) о нахождении заявителя или членов его семьи на принудительном лечении по решению суда;
н) о размере стипендии и иных денежных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выплачиваемых лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, лицам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационных выплат указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
о) о размере ежемесячного пожизненного содержания судей, вышедших в отставку;