Использования сельскохозяйственных земельных участков. что же это такое

Земля сельского хозяйства: назначение земель согласно законодательству

Российское земельное законодательство выделяет семь категорий земель. Наиболее значимыми, с точки зрения занимаемой площади являются земли сельхозназначения.

Что такое назначение земли?

Назначение земель – это распределение земельных участков по категориям и целевому предназначению. Оно необходимо для определения юридического статуса участка земли и разрешенного использования. На основании назначения земельного участка выдается, например, разрешение на ИЖС, дачное строительство или отказ в выдаче разрешительной документации пр.

Назначение земельных участков устанавливается Земельным кодексом, региональными и федеральными нормативными актами. В соответствии с ЗК РФ выделяются земли с/х назначения, населенных пунктов, лесного и водного фонда, запаса, особо охраняемых территорий и промышленности.

Назначение сельскохозяйственных земель

Земли сельхозназначения – это земли, расположенные за пределами населенных пунктов и предназначенные для с/х производства растительного сырья или продуктов питания.

На сельскохозяйственных землях могут располагаться:

  • различные постройки, здания и сооружения для хранения и первичной переработки продукции сельского хозяйства (различные элеваторы, амбары, зерносушилки, складские объекты и пр.);
  • земли под лесными насаждениями;
  • дороги и коммуникации на участках;
  • ЛЭП;
  • угодья;
  • водные объекты;
  • коттеджи, частные дома и другие жилые постройки
  • прочие ЗУ: включая болота, скотомогильники, овраги и нарушенные земли, а также не включенные в градостроительную деятельность.

Право на использование ЗУ для с/х целей может принадлежать казачьим обществам, коммерческим организациям, коренным народам (Севера, Дальнего Востока), учебным и научным организациям (которые проводят исследования для сельского хозяйства), НКО (религиозным сообществам/потребительским кооперативам), фермерам, частным лицам (ведущим ЛПХ).

Многие приобретают с/х земли с инвестиционной целью, так как их стоимость в некоторых регионах ежегодно прирастает на 20-30%.

Таким образом, их можно рассматривать как выгодный объект для вложения средств. Также такую землю можно сдавать в аренду и получать доходы от ренты.

Особенность земель сельхозназначения состоит в том, что они имеют приоритетное положение. Это значит, что в первую очередь, все земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, получат сельхозназначение.

Тогда как к другим категориям отнесут земли, получившие низкие кадастровые оценки по плодородию, а также не приспособленные под сельское хозяйство. Это позволяет избежать незаконного изъятия участков из сельскохозяйственного оборота. Но не все пригодные для с/х целей земли могут использоваться для такой деятельности.

Например, земли с хорошими показателями плодородности могут быть отданы под заповедные зоны, что накладывает ограничения по их эксплуатации.

Вам необходимо узнать как купить землю по кадастровой стоимости у администрации? Тогда наша статья вам поможет!

Необходимо составить дополнительное соглашение к договору аренды? В нашей статье вы можете скачать образец и прочитать полезные советы по оформлению.

Как правильно продлить договор аренды? Узнайте об этом здесь.

Использование земель

В соответствии с действующим классификатором разрешенного использования с/х земель они могут эксплуатироваться для следующих целей:

  • 1. Растениеводство: выращивание различных сельскохозяйственных культур на угодьях:
  • 1.1.зерновых, бобовых, технических, кормовых, масличных, эфиромасличных;
  • 1.2. овощеводство: производство картофеля, плодовых, листовых, луковичных и бахчевых культур, в т.ч. в теплицах;
  • 1.3. выращивание тонизирующих и цветочных культур: производство чая, выращивание трав, лекарственных культур, цветов;
  • 1.4. садоводство: выращивание плодовых и ягодных культур, винограда;
  • 1.5. выращивание конопли, льна;
  • 2. Животноводство: деятельность, связанная с производством продукции животноводства, сенокошением, разведением племенного скота, размещением зданий и сооружений для разведения животных, производства/хранения с/х продукции:
  • 2.1. скотоводство (разведение КРС, оленей, верблюдов, овец и коз);
  • 2.2. звероводство (разведение пушных зверей);
  • 2.3. птицеводство (разведение кур, уток и пр.);
  • 2.4. свиноводство;
  • 2.5. пчеловодство (разведение пчел, размещение ульев);
  • 2.6. рыбоводство (разведение и выращивание рыб, объектов аквакультуры и пр.).
  • 3. Научное обеспечение с/х: научная и селекционная работа, получение ценных образцов растительного мира; размещение коллекций по генетическим ресурсам растений.
  • 4. Хранение и переработка с/х культуры: строительство зданий под эти цели.
  • 5. Ведение ЛПХ на полевых участках: производство с/х продукции без права на строительство капитальных объектов.
  • 6. Питомники: выращивание деревьев, кустарников, получение рассады и семян, размещение сооружений для с/х производства.

Каждый участок может иметь как основное разрешенное использование, так и дополнительное/условное.

Контролировать использование земель с/х назначения должны Росреестр, служба по ветеринарному/фитосанитарному надзору, Природнадзору (служба по надзору и экологии).

За использование участков земли по отличному от их целевого предназначения собственника могут привлечь к ответственности. С ним также может быть досрочно расторгнут арендный договор, если он арендует участок у муниципальных властей.

Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения можно использовать под животноводство, растениеводство, научную деятельность, хранение с/х культур, ведение подсобного хозяйства, деятельность питомников.

Использования сельскохозяйственных земельных участков. Что же это такое?

Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

1. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

2 — 3. Утратили силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ.

4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

5. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

6. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии распоряжения правительства от 20.07.2015 N 268-рп положениям статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 4, 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и нарушении им прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные требования.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор аренды, кадастровую выписку земельного участка, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 39.8, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон N 101-ФЗ) в редакции Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ, статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признали незаконным отказ в государственной регистрации договора аренды и обязали Управление Росреестра зарегистрировать данный договор.

Виды разрешенного использования земельного участка по кодам Классификатора 1.1 и 1.7 предусматривают осуществление на таких земельных участках хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство) и производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (животноводство), что соответствует правовому режиму сельскохозяйственных угодий, занятых в том числе пашнями, сенокосами и пастбищами (пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — также ЗК РФ). Таким образом, закрепленное в оспариваемых положениях соотношение видов разрешенного использования земельных участков, установленных в соответствии с законодательством Украины и согласно Классификатору, не противоречит актам большей юридической силы.

Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции, не принимая какого-либо решения по существу спора, указал на необходимость надлежащей оценки судом первой инстанции фактических обстоятельств по делу и вынесения обоснованного решения с учетом применения и толкования статей 1, 3, 7, 8, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 18 — 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 ЗК РФ, части 1 и 4 статьи 36 ГрК РФ).

Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с предписаниями пункта 4 части 1 статьи 8, статей 77 — 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 4, 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статей 1, 9, 18, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих спорное правоотношение.

Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В силу пункта 1 статьи 79 ЗК сельскохозяйственные угодья — это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); в составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Статья 79 ЗК относит к сельскохозяйственным угодьям пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 79 ЗК особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель использование которых для других целей не допускается.

2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

48. По строке 716 показывается площадь сельскохозяйственных угодий опытных хозяйств. В соответствии со ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

«2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.»;

Каков порядок определения кадастровой стоимости особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей принятия решения о переводе таких земельных участков в другую категорию земель.

«Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения (далее — Методические рекомендации) применяются в целях реализации положений статьи 79 «Особенности использования сельскохозяйственных угодий» Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 52, ст. 5276; 2005, N 30, ст. 3122; 2008, N 30, ст. 3597) и части 2 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276; 2005, N 30, ст. 3122) в случае, если кадастровая стоимость земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена в порядке, действовавшем до вступления в силу Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 г. N 445.».

Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения (далее — Методические рекомендации) применяются в целях реализации положений статьи 79 «Особенности использования сельскохозяйственных угодий» Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 52, ст. 5276; 2005, N 30, ст. 3122; 2008, N 30, ст. 3597) и части 2 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276; 2005, N 30, ст. 3122) в случае, если кадастровая стоимость земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена в порядке, действовавшем до вступления в силу Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 г. N 445.

1.6. Учет показателей плодородия осуществляется учреждениями по каждому земельному участку, однородному по типу почв, занятому однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, установленных статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании годового задания, устанавливаемого Департаментом растениеводства, химизации и защиты растений (далее — Депрастениеводство) по согласованию с Департаментом экономики и анализа (далее — Депэкономика) для каждого учреждения.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий