Государство будет контролировать цены на жизненно важные продукты

Содержание

Государство будет контролировать цены на жизненно важные продукты

Крупные российские ретейлеры согласились с предложением Федеральной антимонопольной службы снизить наценки на социально значимые товары.

Как полагают в ФАС, инициатива позволит уменьшить стоимость и повысить доступность соответствующей продукции.

По предварительным договорённостям, торговые сети «Магнит», «Дикси», «Пятёрочка» и «Перекрёсток» готовы ограничить максимальный уровень наценок 10%. Предполагается, что лимит будет действовать до конца 2022 года.

Крупные российские ретейлеры ограничат наценки на социально значимые продукты. Об этом в среду, 12 января, сообщили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

«В 2021 году ФАС России провела с крупнейшими торговыми сетями ряд совещаний. Служба предложила ретейлерам проработать механизмы ответственного ценообразования, направленные на добровольное взятие на себя обязательств по снижению цен на социально значимые продовольственные товары», — говорится в сообщении.

Ведомство рекомендовало ретейлерам ограничить наценки на отдельные продукты и обеспечить их наличие в торговых объектах в достаточном объёме. По итогам совещаний три торговые сети направили в ФАС свои предложения.

«АО «Тандер» (торговые сети «Магнит» и «Дикси») и Х5 Retail Group (торговые сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель, «Чижик») готовы ограничить максимальный уровень наценок 10%, а торговая сеть «Бристоль» — 10—15%. Наценки ниже предельного уровня сохранятся и не будут увеличиваться», — отметили в ФАС.

По заявлению пресс-службы торговой сети «Магнит», после согласования с ФАС ограничение наценки на ряд товаров будет действовать в течение всего 2022 года. Компания при этом начнёт использовать специальные ценники для выделения таких продуктов. Аналогичное решение уже приняли и в Х5 Retail Group, пишет ТАСС.

Как подчеркнули в Федеральной антимонопольной службе, инициатива направлена на снижение стоимости и повышение доступности социально значимых товаров. В соответствующий перечень, например, входят мясо, куриные яйца, сахар, подсолнечное и сливочное масло, мука, хлеб, соль, молоко, гречка, картофель, морковь и капуста.

Государство будет контролировать цены на жизненно важные продукты

  • РИА Новости
  • © Александр Кряжев

Отметим, что ещё в августе 2021 года ФАС начала проверять крупнейших ретейлеров на предмет сговора. Причиной такого решения стали массовые жалобы россиян на уровень цен в торговых сетях по всей стране.

«В результате проверок ФАС со второй половины 2021-го средняя наценка в сетях на особо востребованные товары уже опустилась с 22 до 14%. В свою очередь, текущие планы ретейлеров зафиксировать её ниже уровня 10%, возможно, позволят дополнительно замедлить удорожание продуктов питания в магазинах», — рассказал RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Напомним, в 2021 году потребительские цены на товары и услуги в России выросли в среднем на 8,4%. Значение стало максимальным за последние шесть лет и более чем в два раза превысило целевую отметку Центробанка (4%). Об этом свидетельствуют материалы Росстата.

Согласно оценке Минэкономразвития, с января по декабрь 2021-го продовольствие в России подорожало более чем на 10,6%. Заметнее всего выросла стоимость капусты (на 139%), картофеля (на 57%), моркови (на 33%), куриного мяса (на 27%) и гречки (на 26%).

Государство будет контролировать цены на жизненно важные продукты

«Вопрос повышения доходов граждан — ключевой»: Путин призвал защитить россиян от резких колебаний цен

Владимир Путин заявил о необходимости защитить россиян от резких ценовых колебаний. По его словам, повышение реальных доходов граждан…

Причиной такой динамики стали как внешние, так и внутренние факторы, связанные с последствиями пандемии коронавируса. Об этом в интервью RT рассказал заместитель директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

«По всему миру резко вырос спрос на товары, однако логистические цепочки и работа предприятий оказались нарушены, а в ряде регионов наблюдался неурожай.

Это привело к повышению цен на глобальном рынке, и российским компаниям стало выгоднее увеличивать поставки продовольствия за рубеж, из-за чего внутри страны стала расти нехватка некоторой продукции.

Кроме того, подорожало энергосырьё, в связи с чем увеличились затраты производителей», — объяснил Миронов.

Для борьбы с инфляцией в 2021 году Банк России начал повышать ключевую ставку и поднял её с 4,25 до 8,5% годовых. При этом в 2022-м регулятор намерен продолжить соответствующую политику. Предполагается, что действия ЦБ позволят охладить потребительский спрос за счёт роста процентов по кредитам и депозитам.

Правительство, в свою очередь, временно замораживало цены на некоторые категории товаров, а также одобрило ряд мер для поддержки внутреннего предложения. В частности, речь идёт о запрете экспорта определённой продукции и субсидиях производителям в 2022 году.

Согласно прогнозу Центробанка, по итогам текущего года инфляция в России может замедлиться почти в два раза и достигнуть 4—4,5%. По мнению Валерия Миронова, у руководства страны есть возможность притормозить темпы роста цен. Вместе с тем эксперт не исключает, что итоговый показатель будет вблизи 6%.

«Что касается продовольствия, то рост цен продолжится, но уже будет не таким сильным по сравнению с 2021 годом. Важно, чтобы ЦБ продолжал бороться с инфляцией, а кабмин поддерживал экономический рост методами бюджетно-налоговой политики», — заключил экономист.

Государство будет контролировать цены на жизненно важные продукты

Государство будет контролировать цены на жизненно важные продукты

Кабинет министров получит право на контроль за ценами на социально значимые продукты, сообщает Российская Газета.

По данным статистики цены на основные продукты за последние два месяца 2020 года поднялись в среднем на 10%-30%.

Это значительно выше прогнозируемого уровня инфляции и недопустимо в рамках политики государства, особенно в ситуации с тяжелой финансовой обстановкой в стране на фоне продолжающейся неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Цены на социально необходимые продукты должны быть стабилизированы, в этих целях оперативно подготовлено несколько документов, призванных сдержать их рост.

Один из законопроектов уже принят Государственной Думой. Теперь при изменении цен на 10% государство сможет быстро среагировать на возникшую ситуацию. Мониторинг будет происходит ежедневно, а реакция на повышение должна быть произведена в течение 2 месяцев.

Не дожидаясь вступления в силу законопроекта, было издано несколько Постановлений. Прежде всего, под ограничения попали два продукта: сахар и растительное масло. На визирование соглашений о снижении цен на данные продукты выделено буквально несколько дней.

Такие соглашения в декабре уже подписаны между Министерствами сельского хозяйства, промышленности и торговли, крупными сетями. Так как будет зафиксирована отпускная стоимость от производителей, все остальные участники торговли получат эти продукты по доступной цене и обязаны будут снизить наценку для конечного покупателя.

На данный момент соглашение заключено с большинством крупных производителей.

Многие организации самостоятельно предложили снизить свои отпускные цены на некоторые свои товары. Например, картофель из Брянской и гречка из Орловской областей подешевеют на 10%. Другие крупные производители уже начали прорабатывать данные вопросы.

Снижены также квоты на вывоз муки и некоторых зерновых (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза) за пределы страны – эта мера позволит оставить продукт для местного населения. Все, что вывозится свыше установленного лимита, будет облагаться повышенной ставкой, следовательно, выгоднее будет продавать данные продукты именно внутри страны.

Кроме того, производители муки теперь смогут закупать часть пшеницы для своего изделия по сниженным расценкам, разница в стоимости будет субсидироваться государством.

Отдельные торговые сети уже начали понижать цены на другие социальные товары.

Например, Карусель, Перекресток и Пятерочка снизили наценки на хлеб, макароны, чай, мясные консервы, картофель, зерновые хлопья и пастеризованное молоко.

Цены на импортные продукты меняться пока не будут. Действие российских нормативно-правовых актов направлено только на местного производителя. Устанавливать стоимость для зарубежного производителя пока не представляется возможным – в противном случае продукты просто не станут поступать в страну.

Минпромторг не поддержал госрегулирование цен на еду

Евгений Разумный / Ведомости

Принимать нерыночные и чрезвычайные меры по регулированию цен крайне нежелательно, прокомментировал предложения депутатов о регулировании наценок на продукты питания замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. «Это может погубить всю отрасль вместе с сельхозпроизводителями и производителями продуктов питания», – сказал он.

В четверг на совещании с премьер-министром России Михаилом Мишустиным руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Неверов заявил о необходимости остановить рост цен на продовольствие.

Он предложил ввести механизм ограничения наценок по аналогии с регулированием цен на медицинские изделия: на каждом этапе движения товара оптовая надбавка к фактическим отпускным ценам не должна превышать 10% от закупочной цены или себестоимости товара.

Такое постановление в отношении медицинских изделий правительство выпустило 6 апреля.

Неверов обратил внимание на рост цен на продукты. Розница обосновывает повышение цен действиями поставщиков, но производители такого повышения не допускают, полагает депутат: «То, что мы сегодня видим, – это, конечно, результат действия недобросовестных посредников».

По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, в ряде сетей разница между закупочной ценой на плодоовощную продукцию и ценой реализации порой «более чем в 500 раз», его слова приведены на сайте Госдумы.

«Этот беспредел необходимо остановить, потому что для кого – война, для кого – мать родна. Вчера президент говорил, что у нас на передовой врачи. А вот кто‑то у нас в тылу занимается такими вещами. Правильно было бы не только остановить – осудить, предупредить.

Совесть теряют последнюю. Нельзя так», – подчеркнул он.

Позже председатель думского комитета по информполитике Александр Хинштейн сообщил ТАСС, что эту инициативу депутатов наряду с другими Мишустин поддержал.

Пресс-служба правительства рекомендовала «Ведомостям» следить за новостями на его сайте. Федеральная антимонопольная служба проверит информацию о росте цен, представленную депутатами 9 апреля, сообщила служба.

В Минпромторг такие инициативы не поступали, ведомство их не согласовывало, сообщил Евтухов.

По словам Евтухова, благодаря слаженной работе торговых сетей и производителей продуктов питания удалось полностью удовлетворить ажиотажный спрос покупателей во второй половине марта 2020 г.

«В отличие от полок магазинов во многих странах, где также были введены ограничения в связи с эпидемией, полки наших магазинов полны товаром», – отметил он.

При этом рыночные механизмы ломать не пришлось, как и ограничивать отпуск товаров в одни руки и прибегать к другим чрезвычайным мерам, указал Евтухов.

По его данным, около 50% домохозяйств сделали запасы продуктов питания длительного срока хранения более чем на 100 дней.

«Поэтому в ближайшее время мы столкнемся со спадом оборота торговли и производства, что, к слову, является серьезной проблемой, которую мы сейчас решаем вместе с коллегами из Минсельхоза России и бизнесом», – говорит Евтухов. Ценовую ситуацию он оценил как стабильную и не вызывающую беспокойства.

Ассоциация «Руспродсоюз», в которую входят крупнейшие производители продуктов питания, идеи депутата тоже не поддерживает. «Фиксация цены на товар всегда приводит к дефициту. Мы считаем более правильным сформировать прозрачную систему ценообразования, без бонусов, штрафов и иных выплат между поставщиками и торговыми сетями», – сообщил зампредседателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов.

Минпромторг и Минсельхоз прорабатывают все случаи необоснованного повышения цен вместе с ФАС, заверил Евтухов. Торговые сети, как и в 2014–2015 гг., стараются сдерживать цены, учитывая, что доходы населения не растут.

«Но нужно понимать, что ввиду повышения курса валют растут затраты производителей продуктов питания, и это объективная реальность», – говорит Евтухов.

А с учетом того, что потребители сделали значительные запасы, искусственно сдерживать цены – это прямой путь к разорению огромного количества производителей и розницы.

Ранее ритейлеры и оптовые компании сообщали «Ведомостям» о многократном росте оптовых цен на некоторые продукты – например, имбирь и лимоны. Спрос на эти продукты вырос, поскольку появились теории об их эффективности при борьбе с коронавирусом.

Представитель Минсельхоза на запрос не ответил.

Наценку в магазинах ограничат: Какие товары могут подешеветь

Чтобы не допустить скачка инфляции и стабилизировать цены на продукты, в Госдуму внесён законопроект, согласно которому предлагается установить пороговое значение торговой наценки на социально значимые продовольственные товары не более 10%.

По мнению авторов законопроекта, рост цен во многом происходит за счёт увеличения наценок перерабатывающими предприятиями, посредниками и торговыми сетями при производимых ими многократных операциях по перепродажам.

Таким образом депутаты отреагировали на заявления Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) о том, что установленный Правительством РФ перечень товаров, на который уже регулируется торговая наценка, не решает всех задач по сдерживанию продовольственных цен.

Напомним, что в начале февраля Минсельхоз РФ, Минпромторг и ФАС объявили о разработке перечня продуктов питания, на которые будет распространяться торговая наценка до 5%.

Большинство торговых сетей тогда отреагировали спокойно просто потому, что многие из них уже давным-давно применяют схему, по которой закупки товара ведутся не напрямую у производителей, а у подконтрольных «фирм-прокладок», делающих свою главную наценку до перепродажи товара крупным ретейловым сетям. На пресечение именно такого «предоценённого» оборота и направлена новая инициатива.

Внесённый 25 февраля 2022 года законопроект № 77579-8 пока не содержит перечней конкретных товаров (точная формулировка, используемая в документе: «На отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости»).

Как пояснил Лайфу источник в Госдуме, такой подход связан с двумя факторами. Во-первых, по мнению депутатов, необходимо законодательно зафиксировать перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (сейчас это понятие трактуется постановлениями правительства).

Во-вторых, при разработке перечня имеет смысл исходить из того, что некоторые товары взаимосвязаны, например, цены на сахар и соль влияют на хлебобулочные изделия, а цена на питьевое молоко может влиять на сливочное масло, поэтому требуется особо оговорить, что 10% — это максимальная наценка и она уже должна включать наценку на те ингредиенты, которые были применены при производстве.

— Очевидно, что в условиях нового секционного давления, которое оказывают страны Запада на РФ, прямое регулирования продовольственных цен стало просто необходимостью, — считает начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» кандидат экономических наук Олег Абелев.

— К тому же механизм регулирования предполагает, что производители отечественных продовольственных товаров смогут получать госсубсидии, но только при условии, что они не будут повышать цены на свою продукцию.

Такой подход сейчас реализуется в некоторых регионах РФ, и он показал свою эффективность.

Однако не получится ли снова, что всю недополученную прибыль торговые сети опять выудят из карманов россиян? Как показывает статистика ФАС, приведённая в пояснительной записке к законопроекту, именно так фактически и произошло в прошлом году.

Например, российские производители даже с повышением отпускных цен продавали картофель по 21,2 рубля за килограмм, а в рознице он стоил в среднем 46,6 рубля за тот же килограмм (наценка 119%). А отечественные яблоки получили среднюю наценку в 161% (38,4 рубля за килограмм у производителя, а в рознице — 100,6 рубля за килограмм).

Даже отечественная мука продавалась в среднем по цене 47,6 рубля за килограмм, тогда как производитель её отпускал по средней цене 22,6 рубля за килограмм (то есть наценка 110%).

Поэтому на этот раз думцы предлагают вести государственный мониторинг торговых наценок не по средним ценам торговых сетей, а по отпускным ценам российских товаропроизводителей, что позволит оперативно реагировать в случае необоснованных завышений.

Ожидается, что внесённый в Госдуму законопроект начнут рассматривать уже в начале марта.

При этом до того, как появится закон, Минсельхоз совместно с ФАС рассчитывает прийти к соглашению с торговыми сетями о возможности добровольных ограничений наценок на отдельные группы социально значимых товаров.

Антимонопольное ведомство за прошлый год обновило свою практику убеждения торговых сетей. Теперь, если прежних методов ФАС для регулирования цен на социально значимые товары окажется недостаточно, ведомство получит на вооружение новый закон.

На сегодня сети «Ашан», «Атак», «О’Кей» и «Магнит» приняли решение о добровольном ограничении наценки на продукты из «социально значимого» списка (сахар, хлебобулочные изделия недлительного хранения, овощи из «борщевого набора» и некоторые виды молочной продукции) на уровне не выше 5%. Конкретные товарные позиции внутри каждой категории ретейлеры определяют самостоятельно, но указанные товары отечественного производства должны быть представлены в магазинах в достаточном количестве и выделятся на полках магазинов специальными ценниками.

А пока Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг) в связи со сложившейся обстановкой на Украине выполнило ряд превентивных шагов, которые должны сохранить достаточное количество доступных товаров на полках российских магазинов.

В частности, по сообщению Минпромторга, торговые сети располагают запасами всех групп товаров на более чем 40 дней торговли. При этом некоторые товарные группы припасены даже с избытком. Так, бакалейных товаров (макароны, гречка и т.д.

) заготовлено на 50–70 дней, а средств гигиены — на 70 дней.

Для комментирования авторизуйтесь!

Предельные цены на продукты установят по новым правилам. Что важно знать — РБК

Чиновники и раньше пытались регулировать цены на продукты. РБК вспомнил, какие механизмы использовались и что из этого вышло.

2007 год: заморозили цены

Осенью 2007 года в России был зафиксирован резкий рост цен на продукты: по информации Росстата, подсолнечное масло тогда подорожало в рознице на 13,5%, молоко — на 9,4%.

Желая разобраться в ситуации, тогдашний премьер Виктор Зубков вместе с Алексеем Гордеевым, возглавлявшим тогда Минсельхоз, посетили несколько магазинов в Балашихе и констатировали, что цены на одни и те же продукты в разных магазинах отличаются в полтора раза.

В середине октября Минсельхоз провел переговоры с производителями продуктов и договорился, что цены стабилизируют.

Уже в том же месяце производители и торговые сети договорились заморозить цены на молоко, яйца, растительное масло и хлеб.

В Минсельхозе тогда подчеркивали, что соглашения о стабилизации цен производители подписали по собственной инициативе, чтобы дать возможность наиболее незащищенным слоям населения приобретать продукты по приемлемым ценам.

В начале 2008 года соглашения, срок которых истекал 31 января, продлили до 30 апреля. Но в конце марта сам же Зубков признал замораживание цен неэффективным, и от их искусственного сдерживания решено было отказаться. С октября 2007-го по май 2008 года рост цен на продукты, попавшие в число «замороженных», составил, по данным Росстата, от 5 до 27%.

Меру критиковал и тогдашний министр финансов Алексей Кудрин. Он считал, что заморозить цены было бы ошибкой, поскольку это естественный и нужный элемент рынка, который дает сигнал производителям, что можно производить больше, потому что спрос увеличился. Бороться Кудрин предлагал с ценовыми пиками и не допускать «шоковых» повышений цен на продовольствие — до 40%.

2010: Набиуллина заступилась за гречку

В 2010 году была попытка регулировать цены на гречку. Тогда ФАС признала, что в августе эта крупа подорожала на 6–20%. Самый большой рост — 30% — был зафиксирован в Самарской области. В росте цен на крупу, как поясняли тогда производители, был виноват неурожай гречихи, из-за чего образовался дефицит.

Это был первый случай, когда цена на социально значимый товар превысила критическую отметку в 30%, говорил замруководителя ФАС Андрей Цыганов. Ведомство проинформировало об этом Минэкономразвития. Но возглавлявшая тогда министерство Эльвира Набиуллина посчитала, что вводить ограничения цен нецелесообразно.

2015 год: заморозили цены на два месяца

Вопрос о том, чтобы регулировать цены на продукты, еще раз поднимался в начале 2015 года, когда на фоне девальвации рубля и после введения Россией продовольственного эмбарго на ввоз ряда продовольствия из стран ЕС и США начали расти цены на продукты. За 2014 год цены на продовольствие выросли на 19%, а в первом полугодии 2015 года рост, по прогнозам Минэкономразвития, должен был составить 23,8%.

Тогда крупнейшие торговые сети опять договорились заключить соглашение и заморозить цены на социально значимые продукты на два месяца.

Впрочем, курировавший тогда сельское хозяйство вице-премьер Аркадий Дворкович не одобрял, например, заморозку цен на гречку — по его словам, в условиях низкого урожая заморозка цен может привести к дефициту гречки.

«Можно заморозить, но потом не кричите, что дефицит гречки», — предупреждал вице-премьер.

В апреле 2015-го цены на ряд социально значимых продуктов снизились по сравнению с февралем того же года, когда участники рынка договорились о заморозке цен. Например, на 1,8% подешевел 1 кг гречки в рознице (с 70,7 до 69,4 руб.

), а 1 кг яблок — на 2,4% (с 140 до 89,7 руб.). Но были и продукты, которые за два месяца заморозки цен подорожали: подсолнечное масло — на 4,7% (c 93,3 до 104,7 руб. за 1 литр), пшеничная мука — на 2,4% (с 31,9 до 32,76 руб. за 1 кг).

Как остановить рост цен на продукты: причины проблемы и пути решения

Реальное времяРеальное время

Российский премьер-министр Михаил Мишустин призвал оперативно реагировать на рост цен на социально значимые продукты. О проблеме говорил и президент России — напомнил глава правительства участникам коллегии Минсельхоза. По его словам, в стране принят ряд мер, которые позволили снизить влияние мировой конъюнктуры на российский рынок, но ситуация остается непростой. Премьер пообещал поддержку бизнесу агропромышленного комплекса. В новом году появится цифровая платформа, которая поможет наладить эффективный диалог с предпринимателями. Будет запущен и цифровой сервис, с помощью которого аграрии каждого региона смогут получить господдержку в электронном виде, включая подачу заявок на субсидии. Подробнее о проблеме и других возможных путях ее решения пишет колумнист «Реального времени», экономист с многолетним банковским стажем Артур Сафиулин.

Лидеры роста: сахар — 42%, масло и яйца (28%)

Сегодня хотелось бы рассмотреть сложившуюся ситуацию на рынке продовольственных товаров России, который, выражаясь экономическим термином, «разбалансировался». Посудите сами, продовольствие в стране в целом подорожало за год на 7,4%.

Лидерами роста стали сахар (42%), подсолнечное масло (28%), яйца куриные (28%), все виды курицы (20%), свекла (35,3%), капуста (25,2%), морковь (18,8%), картофель (15,4%), лук (11,3%). По информации Росстата, инфляция в мае составила 6,02% в годовом исчислении, а ведь мы прошли всего лишь половину года.

Показатель в 6% последний раз был в октябре 2016 года. Серьезные цифры, на самом деле. И так называемая продовольственная инфляция играет большую роль в общих показателях инфляции в стране. По прогнозу экономистов, к концу 2021 года мы будем тратить на еду на 20% больше, чем годом ранее.

Вспомните размер тележки в магазине лет десять назад и что вы могли купить на 2 тысячи рублей.

Основным фактором роста являются мировые цены на продовольствие, которые играют большую роль в развитии нынешней ситуации в России, даже больше, чем сугубо внутренние факторы. Рост цен во всем мире в 2021 году стал рекордным за последние 10 лет.

Согласно цифрам ООН, среднее значении индекса продовольственных цен в мае 127,1 пункта. Это на 5% больше, чем в апреле, и на 40% больше, чем в мае 2020 года.

Колоссальный рост! В общем-то, приведенные выше цифры по росту цен в России лежат в мировом тренде, в мире рост был даже выше по этим позициям.

Лидерами роста стали сахар (42%), подсолнечное масло (28%), яйца куриные (28%). Максим Платонов

Причиной столь бурного роста цен в мире очень прост — производители, из-за ожиданий спада потребления во время пандемии, снизили размер посевных площадей, уменьшили закуп удобрений, сократили поголовье. Хорошим примером являются масла (соевое, подсолнечное, пальмовое) — урожаи снизились, и цены начали рост.

Из-за локдауна не хватало контейнеров для перевозки, что добавило еще к цене.

Помимо чисто бизнесовых причин, есть и монетарные — много стран в попытке поддержать свои экономики в пандемию впрыснули сотни миллиардов, триллионов напечатанных денег, которые просочились на биржи по миру и разогнали биржевые стоимости продуктов.

Что же происходит в самой России? Правительство считает виноватыми отдельных производителей и торговые сети, которые из-за своей «жадности» подняли внутренние цены вслед за мировыми. В этом утверждении есть доля правды, так как любой коммерсант, пользуясь моментом, с удовольствием поднимет цену.

Но это не отменяет целый букет проблем на внутреннем рынке продовольствия — импортные семена, ветеринарные препараты, корм, пищевое оборудование, которые из-за падающего рубля стали существенно дороже. Еще одной проблемой являются засилие крупных торговых сетей и большая сеть посредников на рынках.

Производителю подчас трудно продать свой товар по адекватной цене (в глазах конечного покупателя), так как идет баснословная накрутка.

Еще одной проблемой являются засилие крупных торговых сетей и большая сеть посредников на рынках. Антон Журавлев

Как всегда в подобной ситуации в ход идет знаменитое «запретить и не пущать» — например, с 5 июня по 31 августа введен запрет на экспорт гречки, с параллельным запретом на рост цены внутри. Будет неудивительно, если мы увидим расширение перечня ограничений на вывоз других продуктов питания.

Широко используется так называемый «ценовой амортизатор» — использование административного ресурса для регулирования рынка. Гарантируя минимальные и максимальные цены, правительство и защищает потребителей, и дает стимул для инвестиций производителям — создание новых производственно-сбытовых цепочек.

Для этих целей создаются интервенционные фонды по примеру опыта регулирования зернового рынка с 2001 года. Действует механизм товарных (продажа из запасов фонда во времена высоких цен, сбивая рост цен на рынке) и закупочных (закупка фондом во времена низких цен) интервенций.

Целью является стабилизация цен на той или иной продукт, сырье, продовольствие. В 2022 году будут созданы такие фонды по сахару и подсолнечному маслу. С точки зрения экономистов, такой подход больше подходит для экономики, нежели банальная «заморозка» цен.

Фонды являются классическим примером дотационного инструмента, что очень распространено во всех развитых странах, тем более таких крупных сельхозпроизводителей, как Россия.

С 5 июня по 31 августа введен запрет на экспорт гречки, с параллельным запретом на рост цены внутри. sib.fm

Прогнозы на дальнейшее развитие событий

Действия правительства по контролю за ценами на социально значимые товары стабилизировали ситуацию в среднесрочной перспективе. С учетом того, что 58% российского общества считает рост цен самой главной проблемой, можно сказать запрос общества отчасти исполнен.

Но масштаб инфляции в целом настораживает, контролируй, не контролируй, цены все равно вырастут на этом фоне. Запланирован неплохой урожай зерновых — до 130 млн тонн, по прогнозу цены на зерно упадут осенью.

Вообще, по миру запланированы хорошие урожаи по всем позициям, что позволит сдержать рост цен из-за большего предложения на рынке.

Против играет мировой рынок, где все цены на продовольственные товары выражены в долларах и маховик глобальной инфляции раскручен по полной программе, при росте экспортных цен, нашим производителям будет сложно удержаться от соблазна продавать больше заграницу.

Что-то похожее происходит сейчас на рынке металла — из-за поставок на экспорт цены на все позиции металлопроката выросли в два с половиной раза с осени прошлого года и продолжают расти. Уже звучат предложения на уровне правительства об изъятии «сверхдоходов» у наших производителей.

Трудно не согласиться с ними, так как рынок превратил постройку обычного забора из профнастила в золотое удовольствие. Вслед за металлом, потянулись вверх цены на пиломатериалы, где производители, почувствовав рост спроса, взвинтили свои цены.

Как видим, российскому правительству предстоит большая работа по балансировке всех рынков товаров, не только продовольственного. Пандемия приносит свои неожиданные результаты.

Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости. Почему нельзя ввести государственное регулирование цен

Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости? Почему нельзя ввести государственное регулирование цен?

Рост потребительских цен (инфляция) — объективный процесс, определяемый рядом внутренних и внешних факторов, среди которых основными являются общий уровень производства в стране, динамика обменного курса, мировой рост цен на отдельные виды товаров и услуг. Современный этап развития российской экономики характеризуется тем, что основную роль в росте потребительских цен играют немонетарные факторы.

  • Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).
  • Исключение составляют только регулируемые цены и тарифы естественных и локальных монополий — на газ, электроэнергию, коммунальные тарифы и отдельные тарифы связи и городского транспорта, а также цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
  • Для проведения государственной тарифно-ценовой политики в Российской Федерации существует достаточное количество инструментов и законодательная база, которая выработана с учетом рыночных принципов развития экономики.

В отношении субъектов естественных монополий осуществляется государственное тарифное регулирование на основании законодательных и нормативных актов в сфере естественных монополий.

Контроль за деятельностью (в том числе ценообразованием) хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю рынка в нерегулируемых сферах экономики, осуществляется на основе антимонопольного законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 2006 г.

N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и положением о Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России занимается предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В случае наличия каких-либо данных о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе о возможном установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара), автор обращения имеет право обратиться с соответствующим заявлением или жалобой в антимонопольный орган.

Также в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г.

N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) государственное регулирование цен (торговых надбавок) на отдельные виды товаров осуществляется только на основании федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти и (или) местного самоуправления.

В целях предотвращения резких колебаний цен на социально значимые товары Законом о торговле предусмотрен механизм установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен.

Согласно части 6 статьи 8 Закона о торговле перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530.

В соответствии с указанным постановлением, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов, Правительство Российской Федерации по предложению Минэкономразвития России вправе установить на срок не более 90 календарных дней предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары.

Указанный механизм фиксирования предельных розничных цен предназначен для краткосрочной стабилизации ценовой ситуации при сбое рыночных факторов ценообразования, то есть при краткосрочных дисбалансах спроса и предложения, имеющих по своей природе спекулятивный либо форс-мажорный характер. При этом он актуален только при наличии достаточных для удовлетворения спроса объемов товара либо при реализации мер по восстановлению предложения, которые не имеют мгновенного эффекта, а постепенно способствуют насыщению рынка.

Открыть полный текст документа

«Спекулянтов будем вешать»: в Госдуме обсудили госрегулирование цен — МК

Глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский рассказал депутатам Госдумы, как правительство собирается сдерживать рост цен буквально на всё.

Ведомству нужны дополнительные полномочия, сказал он, и предостерег от стремления решить проблему тотальным жёстким государственным регулированием цен.

В ходе дискуссии вспоминали опыт «недружественных» западных стран и цитировали Маршака.

Накануне Росстат сообщил пренеприятное известие: в годовом выражении инфляция в России на начало марта превысила 10%, выйдя на рекордный для последних 20 лет уровень. Какие-то меры, призванные несколько ограничить рост цен, доложил г-н Шаскольский, уже прописаны в первом антикризисном пакете. Сейчас на подходе второй пакет.

Что касается продуктов питания — проверки производителей мяса, гречихи, сахара и куриного яйца по поручению правительства проводятся, а цены растут в том числе и по объективным причинам.

Дело в том, что степень импортозамещенности в российской пищевой промышленности и сельском хозяйстве не столь велика, как хотелось бы в нынешних условиях.

Семена, в значительной степени сельскохозяйственная техника, племенной скот, ветеринарные препараты, добавки — всё это импортное, и потому сворачивание торговли и девальвация рубля оказывают свое негативное влияние.

С начала 2022 года, сказал г-н Шаскольский, сначала крупные общероссийские торговые сети, а потом и около 40 региональных сетей, продающих товары первой необходимости, взяли на себя добровольное обязательство ограничить пятью процентами наценки на подсолнечное масло, хлеб, сахар и овощи для т.н. борщевого набора (только овощи, без мяса). Средний совокупный уровень наценок в результате принятых мер удалось снизить с 22% до 10%. Но цены это сдерживает лишь отчасти…

Особая головная боль — лекарства. Государство регулирует лишь цены на те 808 препаратов, что включены в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). ФАС считает, что нужно пересмотреть правила, и включать в этот перечень лекарства не по инициативе производителей, как было раньше, а и по инициативе органов власти.

Перечень товаров, которые дорожают, был длинным. Бытовая техника, металлопродукция, древесина, сотовая связь…

Тут спикер Вячеслав Володин заметил, что буквально завтра парламент примет законы, которые позволят правительству, как и в 2020 году, в начале пандемии, вводить ограничения на рост цен на ряд товаров первой необходимости, и определять сам перечень товаров, цены на которые будут контролироваться.

Вице-спикер Борис Чернышов (ЛДПР) сказал, что молодые семьи страдают от «взрывного» роста цен на детское питание, одежду: подгузники стали дороже на 20-30%, каши — в два раза, и попросил рассказать о мерах, которые предпринимает ФАС, чтобы всё это остановить.

Г-н Шаскольский признал, что обращения по этому поводу «зафиксированы», но проверка показала, что сейчас рост цен на детские товары вызван в первую очередь тем, что компании-производители отменили промоакции, а со скидками в данном сегменте продавалось до 50% всех товаров. Кроме того, «есть импортная составляющая».

«Коррекция», сказал глава ФАС, и тут связана с нарушением логистических цепочек и трудностями с поставками новых объемов продукции.

Наладить логистические цепочки, обеспечить продавцов и производителей средствами для закупки всего необходимого за рубежом (там, где можно) — всё это не сфера полномочий ФАС. Многие депутаты признавали, что вообще-то о мерах по сдерживанию цен надо спрашивать скорее глав Минпромторга, Минсельхоза, Минэкономразвития… И главу Центробанка.

«Торговые сети обещают 5% наценки, но посредники завышают на десятки и сотни процентов стоимость продукции. Чего не хватает ФАС, чтобы пресекать картельные сговоры?»- спросил Антон Гетта («ЕР»).

Многие рынки являются конкурентными, и цены на них жестко государством не регулируются, напомнил г-н Шаскольский, к тому же на посредников антимонопольные запреты не распространяются.

ФАС хочет и их сделать ответственными за разного рода ценовые сговоры.

«В конце 80-х — начале 90-х годов в СССР применялось жесткое госрегулирование цен, но что в итоге случилось? Крах и дефицит»,- заявил Антон Ткачев («Новые люди»), и предложил учитывать негативный исторический опыт. «Если ввести госрегулирование цен без поддержки бизнеса и снятия барьеров для его развития, за какой срок закончатся товары?»- спросил он.

«Действительно, сейчас нужно принимать разные жесткие и резкие меры, но они должны быть прагматичными и дальновидными»,- ответил глава ФАС.

Дополнительные полномочия для контроля за ситуацией на товарных рынках могут понадобиться, но «сейчас идет коррекция цен, рынки ищут новые точки равновесия, и вмешиваться в эти процессы надо очень аккуратно, с оглядкой на тот самый опыт», повторил он. И заметил, что «в основном предприниматели — добросовестные и порядочные люди и ищут решение проблем».

Тут в дискуссию вмешался спикер. «Испания цены на все товары первой необходимости регулирует и контролирует. Франция — 20% от линейки. США от 5 до 10% цен аграрных производителей регулирует. Германия — 60%.

А наш какой подход? А мы почему эти вопросы не обсуждаем?» — спросил он, не уточнив, впрочем, какими именно мерами регулируются цены на товары первой необходимости в этих странах, которые ранее в тот же день депутат Владимир Шаманов («ЕР») предложил, раз так, честно называть «врагами».

Но г-н Шаскольский опять повторил про «конкретные товарные рынки, на которых сейчас происходит ценовая коррекция».

И процитировал стихотворение Самуила Маршака, написанное 100 лет назад: «Я пришел к жене своей И хотел ее утешить.

Говорю ей: с этих дней: Спекулянтов будем вешать»… там стихотворение долгое, всех повесили, но нечего было купить в результате». Но «там, где будет спекуляция, будем принимать жесткие меры», пообещал глава ФАС.

Тут спикер попросил уточнить, «чем отличается коррекция цен от спекуляции».

«Компаниям необходимо восполнить запас товаров, потому что потребителей беспокоят цены, но их также беспокоит и то, что они не найдут товаров, к которым привыкли»,- ответил г-н Шаскольский, дав понять, что неизбежный в таких условиях рост цен — «коррекция». Но «там, где идет скупка поддонами сахара и гречки, чтобы за углом их продавать, что мы видим иногда — это спекуляция, и это будем выявлять и наказывать»,- заверил он.

Позже сегодня на совещании Путина с правительством глава Минпромторга Денис Мантуров заверил, что госрегулирование цен на товары — недорогие и социально значимые — будет вводиться лишь в самом крайнем случае, если цены будут расти необоснованно.

Реестр ЖНВЛП: что это и как с ним работать

Реестр ЖНВЛП — это список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В закупках лекарств без него не обойтись. Рассказываем, где найти актуальный реестр жизненно важных лекарственных средств в 2023 году и какие изменения в него внесли.

Скачать реестр ЖНВЛП на 2023 год из КонсультантПлюс

Зачем нужен реестр ЖНВЛП

Государство регулирует стоимость лекарств из перечня. Он содержит список лекарственных средств под международными непатентованными наименованиями для лечения пациентов в рамках программы оказания медицинской помощи для граждан Российской Федерации с указанием предельных отпускных цен производителей. Ведение осуществляется Министерством здравоохранения РФ. По действующему законодательству официальный сайт госреестра цен на ЖНВЛП на 2023 год содержит открытые данные и публикуется в открытом доступе. Его необходимо использовать в медицине и закупках.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закупки лекарств без ошибок и нарушений.

Инструкция КонусльтантПлюс: Как закупать лекарства по 44-ФЗ

Где найти реестр ЖНВЛП

Размещен обновленный реестр ЖНВЛП на 2023 год на официальном сайте Минздрава. На сайте можно найти любое лекарство из перечня, для чего разработан удобный функционал для поиска ЖНВЛП:

Реестр жизненно важных лекарственных средств в 2023 году

  1. В список внесли рамиприл, тенофовир + элсульфавирин + эмтрицитабин, кальция полистиролсульфонат.
  2. Цефотаксим + сульбактам включили к бета-лактамным антибактериальным препаратам.
  3. Пэгаспаргазу отнесли к противоопухолевым лекарствам.
  4. Для ванкомицина и морфина уточнили лекарственные формы.
  5. В раздел противомикробных средств системного действия добавили анатоксин дифтерийный, анатоксин дифтерийно-столбнячный и анатоксин столбнячный.
  6. Из числа препаратов для лечения заболеваний сердца исключили мельдоний.
  7. К противодиарейным организмам отнесли однокомпонентный сорбированный пробиотик из бифидобактерий бифидум.

В 2022 году вносили изменения на основании распоряжений правительства:

    расширило список противовирусных препаратов, уточнили позицию по J05AX. откорректировало лекарственные формы, которые эквивалентны включенным в реестр препаратам. уточнило группу «ингибиторы протеаз». Группу дополнили препаратами нирматрелвир и нирматрелвир + ритонавир.

23.12.2021 правительство опубликовало распоряжение правительства по ЖНВЛП на 2022 год № 3781-р. Оно пополнило реестр 22 новыми наименованиями, один препарат исключен. Для пяти препаратов, уже находящихся в реестре, добавили новые лекарственные формы. Для реализации этих нововведений правительство изменило распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.

Как работать с реестром ЖНВЛП

Государство устанавливает предельные отпускные цены на ЖНВЛП в 2023 году. На все лекарства из реестра распространяется постановление Правительства РФ № 865 от 29.10.2010, которое утверждает правила работы с ценами на жизненно необходимые и важнейшие препараты. Продавцу надлежит:

  • зарегистрировать и перерегистрировать предельные отпускные цены, которые устанавливают производители;
  • вести реестр предельных отпускных цен;
  • установить предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным суммам;

Правительство РФ постановлением № 979 от 15.09.2015 разработало методику расчета предельных отпускных сумм на лекарственные препараты, включенные в перечень. Эти значения необходимы для правильного расчета НМЦК на закупку лекарств.

Оба постановления включены в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ. Это означает, что несоблюдение требований, установленных в документе, является основанием для привлечения к административной ответственности.

Как рассчитать предельную стоимость лекарств

Предельная отпускная цена — это стоимость, которая устанавливается производителем при регистрации или перерегистрации лекарственного препарата. Она включает затраты на сырье и материалы, на оплату труда и накладные расходы. В этих расчетах учитывается показатель инфляции. Нельзя реализовывать и отпускать жизненно важные лекарства, на которые производителями не зарегистрирована предельная отпускная стоимость, а производителям запрещено продавать лекарства по стоимости, которая превышает предельную. Для этого на сайте Минздрава ведется реестр предельных цен на ЖНВЛП в 2023 году, которые состоят из стоимости, которая зарегистрирована в реестре, и размера оптовой или розничной надбавки. Надбавка — это наценка от 5 до 159 % на лекарственный препарат. В каждом регионе устанавливается конкретный процент. Применение более высоких процентов является правонарушением административного законодательства и наказывается по ст. 14.6 КоАП.

Реестр предельных цен на лекарственные препараты:

Предельные цены на ЖНВЛП

Где найти региональные надбавки

Региональные надбавки — это наценка в каждом отдельном регионе. Местные власти утверждают их после согласования с антимонопольной службой. Региональные чиновники руководствуются Приказом ФАС России от 09.09.2020 № 820/20, который описывает методику установления предельных размеров оптовых надбавок, государственный реестр цен на ЖНВЛП — основа для установления цен в регионе.

Дистрибьюторские компании, которые ведут торговлю медицинскими препаратами из перечня, обязаны не превышать установленные надбавки. Размеры надбавок публикуются на сайте региональных властей и Федеральной антимонопольной службы. На официальном сайте ФАС вы найдете аналитические материалы, в которых указаны надбавки.

Реестр ФАС с ценами на лекарства

Оперативный мониторинг цен на ЖНВЛП

Росздравнадзор — это ведомство, которое отвечает за оперативный мониторинг цен на жизненно важные лекарства. Специалисты Минздрава участвуют в проведении экспертиз и принятии решений. С июля 2020 г. все участники рынка лекарственных препаратов обязаны быть участниками системы «МОЛС». Система позволяет анализировать следующие данные:

  • ассортимент и цены на лекарства, купленные для поликлиник и стационаров;
  • величины оптовых и розничных надбавок;
  • количество участников, находящихся в ежемесячном мониторинге, в разрезе регионов;
  • реестр поставщиков ЖНВЛП.

Сбор информации о лекарственных средствах автоматизирован, о чем свидетельствует перечень сервисов на официальном сайте Росздравнадзора. Цель оперативного мониторинга цен на ЖНВЛП Росздравнадзора — контроль цен и защита прав и здоровья пациентов.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий